Форум » Всё об Индии » Индуизм и Боги Индии » Ответить

Индуизм и Боги Индии

Priya: Давайте попробуем рассмотреть поближе индуизм... [img src=/gif/sm/sm27.gif] Я могу кое-что рассказать, если кому-то интересно...

Ответов - 205, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

Priya: Может поговорим о мифологии?

sukh-yulia: Priya пишет: Может поговорим о мифологии? Давай поговорим! Один из наиболее знаменитых божествах Ганеша. О Ганеше повествуется во многих Пуранах ( священных текстах). Вот одно из них: Однажды жена Шивы Парвати сделала фигурку мальчика и бросила ее в реку Ганг.Как только фигурка соприкаснулась с водой, мальчик ожил.Обе богини считали его своим сыном, поскольку Парвати дала ему тело, а Ганга-жизнь. А вот второе, более интересное:Однажды Парвати поскребла свое тело и сделала из отшелушившейся кожи фигурку мальчика, а затем вдохнула в него жизнь.Она попросила мальчика присмотреть за домом, пока сама будет совершать омовение.Шивы в этот момент не было дома.Когда он вернулся, мальчик преградил ему путь, и Шива в гневе отрубил ему голову.Когда Парвати закончила омовение и появилась перед домом,она увидела тело и сказала Шиве,что считает мальчика своим сыном.Шива пообещал ей вернуть голову на место и послал своих слуг принести ему голову того существа,которое они найдут спящим головой на север.Слуги обнаружили в таком положении слоненка и принесли его голову Шиве, который приставил голову к телу и вернул мальчика к жизни. Вот так, правда интересно!?

Скорпиончик: ИНДУИЗМ, совокупность религиозно-мифологических воззрений, сформировавшихся и бытующих в Южной Азии: Индии (83% населения), Непале, Шри-Ланке, Бангладеш. Отчасти распространен в Восточной Азии (Малайзия, Индонезия, Сингапур), Африке и некоторых других реигонах — в основном среди выходцев из Индии или Шри-Ланки. Общая характеристика Термин «индуизм» возник на основе слова «хинду», персидского варианта имени реки Синдху (греч. Индус, совр. Инд), которое зафиксировано еще в «Авесте ». Позже это слово стало обозначать не только реку и страну, прилегающую к ней, т.е. Индию, но и населяющий ее народ. Во времена мусульманских и европейских завоеваний «хинду» называли всех приверженцев местной религии, противопоставляя их мусульманам и позже — христианам. Сами же хинду (индусы, индуисты), восприняв через англичан слово «индуизм», до сих пор продолжают использовать и самоназвание религии — «санатана дхарма», что, учитывая многозначность слова дхарма, можно перевести лишь очень обобщенно — как «извечный порядок», «извечный закон». Столь абстрактное определение как нельзя лучше отражает трудноуловимую суть этой религии, которая — и в этом существенная ее особенность — не поддается исчерпывающему и непротиворечивому описанию. Индуизм в целом производит впечатление громоздкого, аморфного, лишенного четких границ комплекса, распадающегося на ряд течений, ветвей, бессчетное число школ, толков и культов, основанных порой на взаимоисключающих идеях и практиках. В индуизме огромное число богов, но нет единого для всех бога; нет основателя религии или пророка, но есть множество основоположников (часто мифических) отдельных учений и сильноразвитый культ духовного наставничества; нет единого Священного Писания, но авторитет признаваемых каждым направлением основных текстов и преданий чрезвычайно высок; нет символа веры или общепризнанной доктрины, но есть понятия, всегда находящиеся в центре внимания индуистов [дхарма, карма, самсара, мокша, брахман, атман, варна (см. варны), каста (см. касты) и др.]. Знаменитому индуистскому принципу «ахимсы » (ненасилие над живыми существами) противоречат до сих пор практикуемые кое-где кровавые жертвоприношения.


Скорпиончик: В индуизме нет ничего подобного привычной Западу церковной организации, но в нем используются иные внутренние скрепы, самой мощной из которых, вероятно, является освящаемая им кастовая структура, нередко воспринимаемая как краеугольный камень традиционного индуистского общества. Впрочем, и она многими членами этого общества отвергается, да и значение ее не везде и не всегда одинаково. Обобщенно говоря, в индуизме нет ничего, что безоговорочно признавалось бы всеми индуистами и что рассматривалось бы лишь с одной, раз и навсегда закрепленной точки зрения. Одним из наглядных примеров этого является варна-ашрама-дхарма, подвижная система жизненных целей, ценностей, ориентиров индуиста, которые меняются не только от его положения в обществе, но и от того, на какой стадии жизни он находится (ученик — брахмачарин, домохозяин — грихастха, отшельник — ванапрастха, аскет — санньясин). Удивительная многоликость индуизма вынуждает некоторых исследователей утверждать, что индуизм не религия, а сочетание отдельных, хотя и близких друг другу религий (скажем, шиваизм, вишнуизм и т.д.). Другие, также отвергая существование индуизма вообще, предлагают различать лишь разные его виды: храмовый, домашний, жреческий, сельский или народный, племенной и т.п. Однако отказываться от общего понятия «индуизм» представляется нецелесообразным, т. к. различные течения и направления индуизма тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, дополняют друг друга, пользуются одними и теми же представлениями, идеями и образами. Просто в каждом конкретном случае происходит их отбор: некоторые из них выделяются и акцентируются, другие — порой демонстративно — отбрасываются. В этом проявляется принципиальный плюрализм индуизма, являющийся его наиболее характерной чертой. Ею объясняется отсутствие в индуизме всеобъемлющей доктринальной догматики и, соответственно, ереси, подлежащей искоренению. В истории индуизма борьба с инакомыслием редко принимала крайние формы, а чужеродные элементы, как правило, не изгонялись, а перерабатывались и усваивались им. Собственно, индуизм и возник как своеобразный и сложный сплав многочисленных элементов религий, порожденных различными этносами на территории Индии (основных таких этноса четыре: индоевропейский, дравидский, аустро-азиатский, тибето-бирманский). Кое-что индуизм заимствовал даже из ислама и христианства.

Скорпиончик: Основные понятия индуизма Самым универсальным понятием индуизма является многозначное понятие «дхармы» (от санскритского корня «дхар» — поддерживать). С одной стороны, дхарма — это комплекс этических заповедей, отражающий общечеловеческие, точнее, надчеловеческие ценности: стремление к истине, правильное поведение, добросовестность, чистота, незлобивость, непричинение вреда живым существам (ахимса). С другой стороны, дхарма — это нормы и правила, которые человек должен соблюдать, будучи членом определенной социальной группы — варны или касты. Существует также дхарма индивида, связанная с определенной стадией его жизни (варна-ашрама-дхарма), которая накрепко связывает его с социальной структурой, делящей общество на жестко закрепленные уровни и ячейки, взаимодействующие на основе дихотомии: ритуальная чистота — нечистота. В этом смысле индуизм выступает не только как идеология, но и как «образ жизни», как система норм и ритуалов, полностью регламентирующих жизненный путь человека. Дхарма придает также человеку космическое измерение, ибо в наиболее общем плане она понимается как мировой закон, которому подчиняются и индивид, и человеческое общество, и боги, и космос. Человек (джива), согласно учению большинства направлений индуизма, есть частица мирового духа (Брахмана) — Атман, заключенный в телесную оболочку (под которой понимается не только плотское, но и психо-эмоциональное начало в человеке). Эта оболочка обретается дживой по закону кармы, согласно которому деяния человека в одном рождении являются причиной его существования в следующем. Цепь перерождений (самсара) оценивается в индуизме, как правило, негативно, поэтому идеалом и конечной целью индуиста должно быть прекращение самсары, т.е. освобождение (мокша, мукти) от перерождений, которое означает соединение Атмана с Брахманом и достижение высшего блаженства. Пути к этому предлагаются разнообразные, из них главнейшие: карма-марга (путь деяний) — исполнение долга дхармы, ритуалов, почитание богов, предков и т.д.; джняна-марга (путь знания): интеллектуальная работа, поиск Истины, постижение единства Атмана и Брахмана; бхакти-марга (путь преданности): эмоциональная любовь к богу, отдание себя на Его милость. Кроме того, внутри индуизма возникли и другие учения, предлагавшие свои способы освобождения. Таковыми, например, являются йога и тантризм, делавшие основной акцент на приемах и технике овладения телесным началом в человеке. Человек в индуизме понимается как существо, степень персонализации и свободы воли которого довольно мала. Не случайно в индуизме сильно развита традиция этической проповеди и разного рода наставлений, а жизнь любого индуиста опутана густой сетью обрядов, ритуалов, норм и запретов. Самыми непременными из них являются ритуалы жизненного цикла, санскары, сопровождающие индуиста от момента рождения (а точнее, даже зачатия) до смерти. Правильное исполнение предписаний — главная добродетель (пунья) индуиста, а грехом (папа) считается все то, что сбивает человека с этого пути. Таковым индуизм признает и проявление дурных человеческих свойств — вожделения, гнева, алчности, невежества, гордыни, зависти.

Скорпиончик: Несмотря на то что мокша — важнейший идеал индуизма, даже его нельзя назвать абсолютным. Некоторые течения (лингаяты, сиддхи) не признают закона кармы, а, следовательно, освобождения, а некоторые бхакты (беззаветно любящие бога адепты) нередко отвергают мокшу в пользу земного существования, позволяющего им ревностно служить своему богу. Кроме того, для большинства мирян идея освобождения заслоняется повседневными задачами, и они ограничиваются исполнением ритуалов, посещением храмов, поминовением предков и т.д. Лишь очень немногие способны идти до конца и стать, как требует варна-ашрама-дхарма (подразумевающая, между прочим, путь освобождения лишь для мужчин трех высших варн), бродячими аскетами. Такой аскет, санньясин — в высшей степени характерная для индуизма фигура — представляет собой зримое воплощение близости к искомому идеалу освобождения и тем самым играет существенную регулятивную роль в системе индуистского общества. Если интересно,то я потом продолжу. Там есть много чего интересного

Priya: В ведах Ганеша не упоминается, в пуранах же приводится сразу несколько вариантов мифа о рождении этого божества. По первому варианту, Ганеша - сын Парвати, которая однажды взяла масло и притирания и, соединив их с выделениями тела, придала им форму человека, а затем окропила её водой из Ганги. Шива несказанно удивился при виде Ганеши, который вдобавок преградил богу к Парвати. Разгорелась ссора, и разъярённый Шива отрубил Ганеше голову. Позже, желая утешить Парвати, он приставил к обезглавленному телу голову слона - первог7о живого существа, оказавшегося поблизости!

Скорпиончик: Ритуал Культовая жизнь индуиста состоит в исполнении домашних обрядов и поклонении богам (для чего в домах имеются алтари или маленькие комнаты) и посещении храма, где он получает «даршан», то есть лицезрение бога, представленного чаще всего алтарной статуей. Распространено паломничество (индивидуальное или с семьей) по святым местам. И дома, и в храме индуист совершает «пуджу », состоящую в принесении к изображению бога цветов, фруктов, благовоний. Часть их храмовый брахман отдает богу, другую возвращает адепту в качестве освященной пищи. Специальных богослужений в индуистских храмах не происходит, но есть комплекс ритуалов по обслуживанию бога, включающих его пробуждение, омовение, одевание, кормление и т.д. Совершая эти процедуры, брахманы поют специальные гимны. Крупным событием является храмовый праздник, на который стекаются многочисленные толпы народа. Истоки индуизма Протоиндийская религия. Индуизм в основных своих чертах сформировался примерно к середине 1 тысячелетия н. э., но истоки его лежат в далеком прошлом Индии. Одним из них является религия протоиндийской цивилизации Мохенджо-Даро и Хараппы (4-3 тысячелетия до нашей эры). Найденные при ее раскопках предметы и изображения позволяют говорить о наличии характерных и для индуизма культов животных, змей и растений, о поклонении юному богу-воину (индуистский Сканда), о жертвоприношении буйвола и о богине, которая его убивает (в индуизме — Махишасурамардини). Специфическая поза некоего рогатого бога, изображенного на одной из табличек, свидетельствует о том, что протоиндийцам были известны способы концентрации внутренней энергии, на чем впоследствии выросли учение и практика йоги. Ведийская религия. Во 2 тысячелетии до нашей эры в Индию пришли кочевые арии, ветвь иранских племен из группы, получившей название индоевропейской. Они принесли с собой своих богов, свои ритуалы и священные тексты, на основе которых сложились Веды — сборники гимнов, песнопений, жертвенных формул, заговоров и заклинаний («Ригведа», «Самаведа», «Яджурведа», «Атхарваведа»). Позднее к ним добавились тексты иного рода — брахманы (разъяснение сути ведийских ритуалов), араньяки (наставления для отшельников) и упанишады (религиозно-философские рассуждения). Все они составили священный канон древних индийцев, именуемый «шрути» («услышанное»). К шрути примыкает группа вспомогательных текстов, именуемых «смрити » («запомненное»), или веданга («часть Вед») — разного рода трактаты и наставления (сутры, шастры).

Скорпиончик: Эта литература дает представление об устройстве общества, образе жизни древних ариев и о ведийской религии, основными чертами которой можно считать ориентированность на космос и космогонию, политеизм, развитой ритуал, дихотомическую картину мира (бытие — небытие, боги — асуры) и представление о заключенной в ритуале громадной созидательной и магической силе. В процессе формирования индуизма основные ведийские представления и понятия, образы богов и их функции подвергаются в нем переосмыслению. Так, «тапас » (космический жар) стал пониматься как жар телесный, добываемый человеком путем аскезы, подвижничества, самоистязания; «майя », творческая сила бога (прежде всего Индры) становится иллюзорным бытием мира, магией бога-творца; космический порядок «рита » замещается дхармой; структура ведийского жертвоприношения («яджня») переосмысляется и трансформируется во внутреннюю интеллектуальную операцию и кладется в основу ряда теорий (например, грамматической); сложный ритуал этого жертвоприношения замещается простой и доступной «пуджей» — приношением цветов и фруктов. Совершенно перерабатывается структура ведического пантеона, но сохраняются его политеизм, фигуры некоторых богов и мифология их извечной борьбы с асурами. Самое же главное, за Ведами в индуизме закрепляется место высшего авторитета, некоего абсолютного начала, высшей ценности, несмотря на то, что смысл их постепенно утрачивается, а их авторитет многими школами подвергается сомнению. Брахманизм. Уже в позднем слое гимнов «Ригведы» проявляется неудовлетворенность ведийской архаикой. Космогонический миф о победе Индры над Вритрой оттесняется поисками «истинной» причины происхождения мира. Предлагаются варианты Золотого зародыша («Хираньягарбха»), первочеловека Пуруши, принесшего самого себя в жертву, нащупывается принцип единого абстрактного начала вселенной. Эти идеи обсуждаются и развиваются в более поздних частях ведийского канона — в брахманах, араньяках и в особенности в упанишадах, текстах, отражающих следующий этап развития религии в Индии, называемый брахманизмом (приблизительно 8-4 века до нашей эры). В этот период вырабатываются представления о дхарме, о Брахмане и Атмане и их единстве, о символической роли жертвоприношения и о заключенной в нем космической силе. Развиваются представления о человеке — о жизни и смерти, о пути богов (пути освобождения) и пути предков (пути смертных), о цикле перерождений и законе кармы, о жизненном дыхании (пране) и о признаках йога как подвижника, подчинившего себе все жизненные силы человеческого организма. Развивается намеченная в «Ригведе» концепция четырех варн: брахманов (жрецов, духовных наставников), кшатриев (воинов, правителей), вайшиев (см. вайшии) (ремесленников, купцов, земледельцев), шудр (слуг, подчиненных; формируется теория четырех стадий жизни (варна-ашрама-дхарма) и четырех жизненных целей: дхарма (религиозный долг), артха (польза, долг человека в миру), кама (удовлетворение чувственных потребностей), мокша (освобождение от мира). Во множестве текстов традиции смрити подробно разрабатываются обязанности членов трех высших варн при совершении специальных жертвоприношений (в шраута-сутрах) и в повседневной домашней жизни (грихья-сутрах). Дхарма-сутры были посвящены вопросам религиозного долга, этики, права. Во всех текстах подчеркивалась ведущая роль варны брахманов, ее право на интеллектуальное и духовное лидерство в обществе.

Скорпиончик: Разработанное в упанишадах представление о Брахмане, безличном духовном начале, бескачественном и неопределимом, было слишком абстрактным и труднопостижимым и не давало возможности проявления религиозных чувств. Выдвинувшийся на первый план в это время Праджапати («Повелитель существ») почитался в основном брахманами и понимался ими также довольно абстрактно, как воплощение вселенской жертвы. Такой бог не мог породить полноценного и массового культа. Кроме того, усилия брахманов по созданию жестко структурированной социальной системы и по закреплению в ней своей монополии на истину вызвали в обществе протест, в особенности среди кшатриев. Середина 1 тысячелетия до нашей эры отмечается резким усилением умственного брожения в Индии, появлением множества школ, странствующих проповедников, учителей. Все брахманские идеалы и концепции, в том числе авторитет Вед, подвергаются сомнению, предлагаются ныне пути постижения истины, преодоления самсары. На этой почве возникли джайнизм и буддизм, соперничество с которыми представляло для брахманизма серьезную опасность. Шиваизм и вишнуизм. Одним из путей преодоления кризиса оказывается создание новых культов. Уже в некоторых упанишадах появляются всемогущие Рудра и Нараяна, идентифицируемые с Брахманом, но полностью процесс возникновения новой религиозно-мифологической системы запечатлен в древнеиндийском эпосе — «Махабхарате » и «Рамаяне » (обе поэмы, создававшиеся в течение многих веков от начала 1 тысячелетия до нашей эры до 4-5 веков нашей эры, изначально были продуктом кшатрийской социальной среды, хотя потом подверглись сильной брахманской обработке). В них представлена иная, чем в Ведах, картина мира — своеобразная вселенная индуизма, главной частью которой является теперь земля, Арьяварта, на которой действуют люди, полубожественные персонажи, демоны, подвижники, мудрецы, отшельники. Боги живут на Гималаях, часто соперничают между собой, вмешиваются в дела людей. Эпический пантеон базируется на ведийском, но многие боги (Индра, Варуна, Сома и др.) теряют свое значение. На первые места выдвигаются Брахма, Вишну и Шива, образующие индуистскую триаду («Тримурти »), в которой между ними распределены основные космическиефункции: создание, поддержание (охрана) и разрушение мира. Эта триада как таковая существенной роли в индуизме не играет, потому что образы Вишну и Шивы получили громадное самостоятельное развитие, а Брахма остался богом-творцом лишь номинально, и культа его практически не существует. Вишну и Шива, сохраняя по традиции свои специфические функции, обрели всю полноту власти и статус верховных богов в пределах своих культов. Возникли два основных течения индуизма — вишнуизм и шиваизм, в каждом из которых бог — персонификация высшего космического начала, первопричина вселенной. Процесс становления и развития вишнуизма и шиваизма был длительным и многостадиальным. Его суть состояла в постоянном взаимодействии и синтезе культов, ритуалов, верований аборигенного населения Индии с религиозными идеями и практикой, развивавшимися в русле ведизма и брахманизма (здесь особенно важны поиски монистического начала мира). Общее движение этого процесса шло в направлении к созданию фигуры бога-личности, который, будучи воплощением космической мощи, обладал бы качествами доступности и притягательности. Шива, видимо, раньше стал таким богом, так как ведийский его прототип Рудра уже обладал вполне определенными образом и характером. Вишну же в «Ригведе» — фигура довольно абстрактная, с неразвитой мифологией, и становление его культа в индуизме прошло несколько этапов, важнейшим из которых был бхагаватизм — поклонение верховному богу, образ которого сложился из нескольких культов с сильной аборигенной окраской (Нараяна, Санкаршана, Васудэва). Важнейшим пунктом этого процесса явилась «Бхагавадгита » — беседа из шестой книги «Махабхараты», во время которой Кришна, будучи воплощением Вишну, наставляет героя Арджуну на путь бхакти, путь служения богу на основе всепоглощающей, беззаветной любви к нему. Этот путь провозглашается им высшим и наилучшим, поскольку такая преданность является более эффективным способом освобождения от самсары, нежели пути деяния или знания. Бхакти. Идея бхакти сыграла громадную роль в развитии индуизма и привлекла на его сторону многочисленных сторонников из аборигенных слоев населения (что было немаловажно в условиях острого соперничества с джайнизмом и буддизмом). Религиозный опыт адептов местных культов, включавший в себя и экстатическое переживание близости божества, и эмоциональные формы поклонения (пляски, песнопения) был как бы санкционирован авторитетным текстом, что открыло дорогу к синтезу монистической идеи бога с близкими и доступными широким массам формами поклонения ему.

Скорпиончик: К середине 1 тысячелетия бхакти начинает оформляться на юге Индии как религиозное течение, которое за несколько веков охватывает всю территорию Индии, приобретая разные специфические черты в зависимости от региона и эпохи. Оно проявляется в русле шиваизма, вишнуизма, кришнаизма, а иногда (в особенности под влиянием ислама) принимает вид поклонения бескачественному (ниргуна) Абсолюту. Нередко оно приобретает значение социального протеста. Шактизм и тантризм. Особое место в индуизме занимает культ женского производительного начала, сложившийся на основе древних культов плодородия, и почитания богинь-матерей, местных богинь-покровительниц. Он выделяется в качестве отдельного направления, получившего название шактизм, которое сблизилось с шиваизмом, поскольку шакти, женская энергия, стала пониматься как ипостась творческой энергии Шивы. Близок шактизму тантризм, разработавший особый путь достижения освобождения и блаженства с помощью специальных приемов и ритуалов, включавших технику йоги, употребление стимулирующих энергию веществ, ритуальный половой акт. Философские школы Несомненным признаком консолидации индуизма можно считать оформление шести ортодоксальных философских систем: ньяя, вайшешика, санкхья, йога, веданта, миманса, произошедшее в первые века нашей эры. В дальнейшем традиция индуистской философии дала миру немало выдающихся фигур, среди которых наиболее известны Шанкара (9 век) и Рамануджа (12 век). Развитие индуизма в средние века Начиная с эпохи Гуптов (4-6 века), индуизм развивается интенсивно. Под покровительством царей различных династий Индии начинается крупное храмовое строительство, расцветают искусства и науки. Происходит отработка храмового ритуала, системы праздников, иконографического канона. Появляются индуистские монастыри, новый импульс получает древняя традиция паломничества к святым местам. Громадное значение приобретает создание корпуса пуран, священных текстов индуизма, содержащих мифическую историю вселенной и богов, жизнеописания царских родов, географию святых мест и храмов и т. п. Продолжается процесс вовлечения в индуизм местных культов, приводящий в начале 2-го тысячелетия к возвышению ряда региональных богов до уровня общеиндийских: Венкатешвары в Тирупати, Джаганнатха в Пури, Витхобы в Пандхарпуре. Развивая систему джати (каст), индуизм проникает во все поры общества, по существу сливается с ним. Когда приходит пора мусульманских и европейских завоеваний Индии, он становится одним из сильных факторов внешнего и внутреннего сопротивления иноземцам. Реформаторские течения в индуизме С течением времени в индийском обществе под воздействием сначала индийской, потом европейской культуры зреют серьезные перемены. Начинает меняться, приспосабливаясь к новым условиям, и индуизм. В 19 веке возникают реформаторские движения, которые подчас под видом возвращения к исконным ценностям (Веды, упанишады, Бхагавадгита) начинают проповедовать новые взгляды, отвечающие условиям времени. Реформаторы (Раммохан Рой, Рамалинга Свами, Кешобчондро Сен, Даянанда Сарасвати, Рамакришна, Вивекананда и др.) ведут нелегкую борьбу за уничтожение отживших религиозных и социальных институтов, за очищение индуизма от всяческой архаики, стараются поставить религию на службу нуждам общества, сделать ее идеологией антиколониального протеста. Чуть позже, уже в 20 веке, М. Ганди использует некоторые принципы индуизма в прямой политической борьбе. После обретения независимости в 1947 Индия была провозглашена светским государством, но и сейчас позиции индуизма в ней очень прочны, он остается живой и самой влиятельной идеологией страны.

Светлана: Скорпиончик Спасибо за информацию

shusha: Так, товарищи знатоки, будьте так добры. просвятите пожалуйста. Лет 15 назад купила Багават-гиту", но прочитать так и не смогла, слишком сложно тогда показалось для моей молодой головенки, собираюсь ее почитать сейчас. и хотелось бы узнать поподробнее что она из себя представляет? С чего-то мне помнится, что это часть "Махабхараты", или я ошибаюсь?

sukh-yulia: shusha пишет: С чего-то мне помнится, что это часть "Махабхараты", Бхагавадгита, которую можно перевести как "Божественная песнь", - это часть шестой книги Махабхараты, самой длинной поэмы в мире.Бхагавадгита написана в форме диалога между сыном царя Арджуной и его возничим Кришной,который оказывается воплощением верховного бога Вишну.Фоном для диалога служит поле битвы Курукшетра, где шла великая братоубийственная война.Сыновья царя Панду готовяться поразить своих двоюродных братьев,сыновей Дхритараштры.Арджуна, сын Панду,решает избежать битвы.Он предвидит кровавую бойню и не хочет обрекать своих воинов на смерть.Кришна грубовато возражает, что дхарма Арджуны заключается в том, чтобы воевать.Книга напоминает, что "дхарма"- слово со множеством значений.Это ближайший синоним слово "религия".Индусы называют свою религию санатадхарма, вечная дхарма.Это слово, кроме того, означает "обычай" или "жизненный путь", а также "долг".Арджуна-кшатрий,он пренадлежит к варне воинов и в таковом качестве обязан принимать участие за правое дело.Война против тех,кто обманом лишил его семью царства ( то, что сделали враги, сыновья Каурава),-это справедливая война. Долг перед кастой (шва дхарма) возлагается на человеёка в момент рождения и через рождение.Чёерез ЁГиту Кришна предупреждает о неизбежной путанице, которая возникнет в божественном порядке вещей,если люди сами станут отвергать уготованное им в этом мире место и стремиться к чему-то другому.Однако дхарма- не единственный предмет обсуждения в Гите.Преобладает здесь тема бхакти, благоговейной преданности и любви к Богу.Кришна учит, что Кто в час кончины,освобождаясь от тела, Меня вспоминая, уходит, Тот в мою сущность идет... Итак,непрестанно Меня вспоминай... Сердце и разум ко Мне устремив,ты придешь ко Мне Несомнено Эта идея развивается здесь глубже, чем в каком-либо из предшествующих писаний. В Бхагавадгите упоминаются слова санкхья и йога, две ортодоксальные школы философии индуизма, которые можно перевести как "теория" и "практика",Эти две системы тесно,неразрывно взаимосвязаны.Санкхья предполагает анализ реальности,йога открывает метод достижения цели.В Гите,как и в более раннем писании Шветашватара-упанишаде, санкхья - йога теистична.Учение и метод одобряются в Гите,однако цель - не уединение,но достижение стадии Брахмана, а "высший Брахман" - это Кришна.Действие,карма, также является предметом обсуждения в Гите.Действий невозможно избежать,однако их нужно осуществлять без желания и посвещать Кришне в качестве своего рода жертвоприношения: в этом случае они принесут пользу тому,кто их выполняет. Сделанные на основе эгоистических побуждений,даже если они выглядят похвальными,действия не будут иметь благоприятных кармических последствий.Так же естественно, как и тема действия,в диалоге,имеющим отношение к войне, происходит обсуждение судьбы души после смерти.Арджуну уверяют, что душа не умирает вместе с телом,но рождается заново.Перспективы ужасают:"Рождение следует за рождением в этом круге,что постоянно вращается.Злейших из людей,чуждых добру,одержимых ненавистью и жестокостью,Я всегда ввергаю в дъявольские лона.Они никогда не присоединятся ко Мне, и так пойдут самым низким путем." Милость обретут те,кто нравственен и благоразумен,однако от человека требуется сделать усилие.Это утверждение сочетается с докриной о предопределении,провозглашенном Кришной,когда он убеждает Арджуну участвовать в сражении.Судьба сражающихся предрешена;Арджуна здесь просто исполнитель божественной воли.Восхваляя преданность Кришне,ав тор Гиты затрагивает вопрос покланения другим богам.Они истинны,однако в каком-то смысле занимают более низкое по сравнению с Кришной положение.Он говорит:"Кто поклоняется богам,непременно придет к этим богам,но кто любит Меня и поклоняется Мне, тот прийдет ко Мне" Центр внимания Бхагавадгиты- Кришна,он основной участник и герой диалога.Защита дхармы -как бы подчиненная тема по сравнению с восхвалением преданности Кришне, что подразумевает соблюдение дхармы.Арджуна должен сражаться.Скрытой целью книги может быть отрицание атеистического буддизма,который разрешил царю Ашоке ( правителю государства Маурьев в 273-232 гг до н.э.Завершил объединение почти всей Индии в пределах одного государства.Принял буддизм и способствовал его распространению) выбрать путь пацифизма и отвергнуть дхарму. Большая часть популярной литературы написана в форме рассказов и стихов и служит источником материала для пьес и карнавальных представлений,которые часто исполняют во время праздников.Приведенные в текстах правила поведения для различных категорий людей могут изменяться в зависимости от обстоятельств.Это позволяет индусам привести свою дхарму, или личный кодекс поведения,в соответствие с требованиями времени.

shusha: Огромное спасибо за информацию. Я начала читать ее потихоньку и сразу вспомнила, на что это у меня тогда мозгов не хватило. Имена- язык сломать можно, дай Бог хоть пару первых букв запомнить. А уж кто к какой армии относиться, то это уж вообще! Но в этот раз я уж точно дочитаю!

Priya: shusha пишет: Имена- язык сломать можно, дай Бог хоть пару первых букв запомнить. А уж кто к какой армии относиться, то это уж вообще! Но в этот раз я уж точно дочитаю! Давай! Постарайся! А я расскажу кое-что о Махабхарате!

Priya: Главные действующие лица "Махабхараты" - двоюродные братья пандавы и кауравы - противопоставляются друг другу не только как обиженные обидчиками или высокие духом маломощным, но и как поборники справедливости её противникам. Именно последнее противопоставление решает, в конечном счёте, исход сражения на поле Куру, сражения. в котором сплелись сотни и тысяч судеб героев. "Махабхарата" в индийской традиции считается пятой ведой, доступной , в отличие от четырёх канонических, для всех, а не только для причастившихся тайн бытия брахманов.

Mirika: Спасибо большое за информацию .Очень интересно. Сейчас меня интересует все что касается Индии , ее истории, культуры, обычаев и прочее.

Anjali: KRISHNA - RADHA

Anjali: Lakshmi (Laxmi / Lakschmi)

Anjali: Индийский, бронзовый слоник (я незнала куда его поставить)

sukh-yulia: Я где-то прочитала, что слон у которого хобот поднят к верху- это к прибыли, а если вниз- то чтоб забот не было!

Priya: У меня хорошая новость! Я сейчас подробно изучаю "Рамаяну" (на украинском) и могу поделиться с вами впечатлениями и ответить на вопросы, если у кого они возникнут...

ZAARA: Priya пишет: У меня хорошая новость! Я сейчас подробно изучаю "Рамаяну" (на украинском) и могу поделиться с вами впечатлениями и ответить на вопросы, если у кого они возникнут... Где достала,я не могу не в одном книжном магазине найти,например индийских авторов просто почитать.

ira: ZAARA пишет: Где достала,я не могу не в одном книжном магазине найти,например индийских авторов просто почитать. А в магазинах вряд ли... Это скорее надо идти в библиотеки, там можно хотя бы Тагора найти))) У нас тоже много книг об индуизме, но любимая "Бхагават Гита". Я даже свою главную книгу - Коран не могу до сих пор осилить, а Бхагават Гиту запросто... Кстати, что вы думаете о так называемых Кришнаитах? У нас в городе есть такая "группировка"... Лично я считаю это все фальшивым... Не знаю, но мне кажется они не совсем проникаются Индуизмом... Эта вера только для тех, кто с ней рождается... Была там несколько раз, все очень милые, и молятся Кришне и Раме, и песни поют, прасад дают, и даже каких-то главных "мудрецов" из Тюмени приглашают... дома ходят в национальных костюмах Индии... Но как-то это все мне не нравится... В Москве когда была, и там в этом храме была... но все это как-то не тронуло...

Roza: ira пишет: Кстати, что вы думаете о так называемых Кришнаитах? У нас в городе есть такая "группировка"... Лично я считаю это все фальшивым... Не знаю, но мне кажется они не совсем проникаются Индуизмом... Эта вера только для тех, кто с ней рождается... Была там несколько раз, все очень милые, и молятся Кришне и Раме, и песни поют, прасад дают, и даже каких-то главных "мудрецов" из Тюмени приглашают... дома ходят в национальных костюмах Индии... Но как-то это все мне не нравится... В Москве когда была, и там в этом храме была... но все это как-то не тронуло На мой взгляд это больные на голову, которые поддались на промывку мозгов, их полно по всему миру

ira: Roza Да полно... мне кажется это как-то унижает что ли Индуизм в целом... Этой культурой не может заниматься, кто попало, кто захотел...

Cyrine: Радха и Кришна

Cyrine: Тоже Радха и Кришна.

Cyrine: Кришна учит Радху играть на флейте.



полная версия страницы