Форум » Всё об Индии » Танцы Индии » Ответить

Танцы Индии

Манана: Пожалуйста , для желающих можете постить информацию об индийских танцах Основные стили Индийского классического танца http://www.orientschool.narod.ru/ikt.htm

Ответов - 49, стр: 1 2 All

arisha: Индийский классический танец знаменит языком жестов - хАста мУдра (санскритск. хАста - кисть руки, мУдра - символ, знак, жест). Основные теоретические трактаты "НАтья шАстра", "АбхинАя дАрпана", "НрИтьявинОда" подразделяют жесты на: - асамьЮта хасты - жесты для одной руки; - самьЮта хасты - жесты для двух рук; - нрИтта хасты - жесты, используемые в нрИтта, т. е. "чистом" танце. - дЕва хасты - жесты, обозначающие богинь и богов индуистского пантеона; - наваграхА хасты - жесты, обозначающие 9 планет; - дасаватАра хасты - жесты, символизирующие 10 воплощений (аватАры) бога Вишну; - бандху хасты - жесты, поясняющие родственные отношения между героями; - джати хасты - жесты, указывающие социальное положение героя или героини. Однако, этот язык намного богаче... Богатство его заключено в так называемых винийОгах - конкретном, практическом употреблении хаст. Существуют десятки "употреблений" вышеуказанных хаст, т. е. их различные комбинации, обозначающие самые различные предметы, явления, виды цветов и деверьев, животных и птиц, наречия и глаголы, небесные светила и явления погоды, характер отношений между людьми, атрибуты богов и их супруг (шАкти), их вАханы (ездовые животные) и прочее... Арсенал этих выразительных средств насчитывает несколько сотен понятий. Прошу извинения у автора статьи, Елены Тарасовой, за некоторые сокращения (полный текст http://apsara.boom.ru/hasta_mudra.html)

arisha: Главное — это хасты и мудры! Если мечтаешь об актерской карьере — в первую очередь научись танцевать, и да поможет тебе на этом тернистом пути Шива! Древние индусы, придумывая основы классического танца, постарались, чтобы он превратился в хитроумный ребус. Согласно их древней классификации, танцор, если только он не калека, обладает шестью основными членами: голова, грудь, руки, бедра, талия и ноги. А также шестью дополнительными: глаза, брови, нос, губы, щеки и подбородок. Важнейшим элементом индийского танца являются хасты (или мудры). Хаста переводится как «кисть руки», а мудра значит «жест». Под хастами подразумевают определенное положение кистей и пальцев рук. В танце именно они передают смысл, сюжет, идею. Ну вот сколько слов вы можете показать одной рукой? Кулак, ноль, «коза», «виктория»… А у индусов существует 28 разнообразных положений для одной руки и 34 позиции для двух рук! Особо искусные танцовщицы с помощью жестов могут рассказывать истории с несколькими сюжетными линиями. Не менее замороченными являются наряды танцовщиц. Сейчас, конечно, никто уже не заматывается в десятиметровые шелковые полотнища, как это было принято пятьдесят лет назад, однако сопутствующие аксессуары никто не упразднял. На голову танцовщица обязательно надевает плоский обруч, окаймляющий лоб. В волосы — заколки, в уши — серьги, на шею — колье, на грудь — ожерелье, на талию — металлический пояс. В косу вплетается гирлянда, оканчивающаяся накосником в виде кистей черного цвета. На лоб танцовщица ставит красную точку — бинди. На щиколотках ножные браслеты гунгру, которые своим звоном помогают поддерживать четкий ритм танца. К сожалению, ссылка на автора и источник у меня отсутствует. Если это существенно, то я удалю этот текст.

arisha: Я понимаю, что попытка собрать здесь какие-то сведения об индийском танце выглядит не очень серьёзно, но хоть что-то для начала пути к пониманию этого языка, не помешает, правда? Например, скрепленные мизинцы обеих рук означают близость и дружбу, а соединенные указательные пальцы, наоборот, вражду. Наложенные одна на другую ладони с отставленными большими пальцами - мудра «матсья», то есть «рыба», одно из воплощений бога Вишну. Большие пальцы начали вращаться - рыба поплыла. В древнеиндийских трактатах о танце приводился 28 положений одной руки и 24 положения двух рук вместе. «Хасты» и «мудры» по большей части многозначны, их смысл определяется контекстом. Так, положение «патака» (все пальцы сомкнуты, ладонь раскрыта) может символизировать ночь, свет, реку, коня, жару, открывание и закрывание двери, улицу, равенство, клятву, идеального правителя, волны океана, сон, восхваление. Выполнение хаст и мудр имеет немалый психофизический эффект, связанный с величиной проекции кисти на кору головного мозга. Он отлично известен педагогам и логопедам, использующим пальчиковые игры для развития у детей речи и сообразительности. Врачи видят в хастах и мудрах стимуляцию точек акупунктуры на пальцах, в результате чего голова становится чище и легче. А индусы полагают, что хасты и мудры активизируют «аджна-чакру» - «третий глаз». источник: http://kuchipudi.narod.ru/dance_r.htm


arisha: Поскольку сведения о хастах и мудрах, которые есть у меня, не содержат ссылок, пришлось позаимствовать информацию на сайте http://www.kuchipudi.narod.ru/asam_r.htm Основная информация пока будет взята с этого сайта, но я позволю себе внести дополнения, выделив их курсивом АСАМЬЮТА ХАСТАС - ЖЕСТЫ ОДНОЙ РУКИ АНГУСТХА – большой палец, ТАРДЖАНИ – указательный палец, МАДХЬЮМА – средний палец, АНАМИКА – безымянный палец, КАНИШТХА – мизинец. ШЛОКА: ПАТАКАС ТРИПАТАКАСЧА ТАТХА ВЭЙ КАРТАРИМУКАХА АРДХАЧАНДРО ХЕРАЛАСЧА ШУКАТУНДАСТАТХЭЙВА ЧА МУШТИСЧА ШИКХАРАКЬЯСЧА КАПИТХА КАТАКАМУКАХА СУЧАСЬЯ ПАДМАКОШАСЧА ТАТХА ВЭЙ САРПАСИРШАКАХА МРИГАСИРША ПАРО ГНЕЙО ХАСТАБХИНАЯ ЙОКТРИБИХИ ЛАНГУЛО ХЕЛАПАДМАСЧА ЧАТУРО БХРАМАРАСТАТХА ХАМСАСЬЁ ХАМСАПАКШАСЧА САМДАМСО МУКУЛАСТАТХА УРНАНАБХА ТАМРАЧУДАХА ЧАТУРВИМСАДИМЕ КАРАХА В этой шлоке перечисляются 24 Асамьюта Хасты Далее будет дано описание и основные значения каждой хасты 1. ПАТАКА (флаг) ПРАСАРИТАГРААХ САХИТА ЯСЬЯНГУЛЬЁ БХАВАНТИХИ КУНЧИТАСЧА ТАТХАНГУСТХА СА ПАТАКА ИТИ СМРУТАХА Когда все пальцы выпрямлены и расположены близко друг к другу, тогда такая хаста называется Патака. Значение: используется для описания облаков, леса, реки; открывать дверь, бить; применяется в позиции Натьярамбэ (начало танца). 2. ТРИПАТАКА (три части флага) ПАТАКЕ ТУ ЯДА ВАКРАНАМИКА ТВАНГУЛИБХАВЕТ ТРИПАТАКАХ СА ВИГНЕЙЯХА КАРМАЧАСЬЯНИБОДХАТА Когда в хасте Патака безымянный палец наклонен, тогда такая хаста называется Трипатака. Значение: корона, дерево, поднимающиеся языки пламени, ягненок, стрела. 3. КАРТАРИМУКХА (лезвия ножниц) ТРИПАТАКЕ ЯДА ХАСТЕ БХАВЕТПРУШТАВАЛОКИНИ ТАРДЖАНИ МАДХЬЯМАЯСЧА ТАДАСЭУ КАРТАРИМУКАХА Когда в хасте Трипатаке указательный палец отведен назад относительно среднего пальца, тогда такая хаста называется Картаримукха. Значение: разлука, уголки глаз, молния.

arisha: 4. АРДХАЧАНДРА (половина луны) ЕСЬЯНГУЛАСТУ ВИНАТАХА САХАНГУСТХЕНА КАПАРАМ СОРДХАЧАНДРО ХИ ВИГНЕХАКАРА КАРМАСЬЯ ВАКСЬЯТЕ Когда большой палец наклонен в сторону, остальные пальцы выпрямлены и соединены вместе, а их форма выглядит как лук, тогда такая хаста называется Ардхачандра. Значение: половинка луны, талия, приветствовать людей из низших каст. 5. АРАЛА (наклон) АДЬЯ ДХАНУРЛАТА КАРЬЯ КУНЧИТАНГУСТХАКА ТАТХА СЕСХА БХИННОРДХВАВАЛИТА ХЬЯРАЛАНГУЛЬЯ СМРУТАХА Когда указательный палец наклонен как лук, большой согнут так, чтобы не дотрагиваться до остальных, а все остальные пальцы выпрямлены и держатся вместе, тогда такая хаста называется Арала. Значение: пить нектар, яд, гордость, красота, храбрость, удовлетворенность, жест благословения. 6. ШУКАТУНДА (клюв попугая) АРАЛАСЬЯ ЯДА ВАКРА АНАМИКА ТВАНГУЛИР БХАВЕТ ШУКАТУНДАСТУ СА КАРАХА КАРМА ЧАСЬЯ НИБОДХАТА Когда безымянный палец хасты Аралы наклонен, тогда такая хаста называется Шукатунда. Значение: клюв попугая, выпускать стрелу.

Mary_Asha: arisha очень интересно! Спасибо!!

Оксана: ПРАСАРИТАГРААХ САХИТА ЯСЬЯНГУЛЬЁ БХАВАНТИХИ КУНЧИТАСЧА ТАТХАНГУСТХА СА ПАТАКА ИТИ СМРУТАХА что это за перечисления....ни как не пойму. arisha Очень интересно,даже попробывала руки ставить так же, единственное

arisha: Оксана пишет: что это за перечисления....ни как не пойму. ПРОСТИ, ОКСАНОЧКА но я сама ещё только начинаю осваивать эту премудрость и не могу пока объяснить, но будем вникать постепенно Но я рада, что вам понравилась эта затея

Оксана: arisha пишет: будем вникать постепенно очень интересно, мне все время было интересно ....теперь будем практиковаться.

Mary_Asha: arisha пишет: ТРИПАТАКА Я умею!!!!

arisha: 7. МУШТИ (первый) АНГУЛЬЁ ЯСЬЯ ХАСТАСЬЯ ТАЛАМАДХУ ГРАСАМСТИТАХА ТАСАМУПАРИ ЧАНГУСТАХА СА МУШТИРИТИ САНГНИТАХА Когда все пальцы наклонены к ладони, а большой находится сверху на остальных четырех, тогда такая хаста называется Мушти. Значение: держать волосы, бороться, показать силу. 8. ШИКХАРА (пик, остроконечная верхушка) АСЬЯВА ТУ ЯДА МУШТЭ УРДХВАНГУШТА ПРАЙЮДЖАТЕ ХАСТА СА ШИКХАРО НАМА ТАДА ГНЕЙЯ ПРАЙОКТРИБИХИ Если большой палец хасты Мушти поднят вверх, тогда такая хаста называется Шикхара. Значение: лук, губы, раскрашивать ступни, колонна; показывать, что волосы встают дыбом. 9. КАПИТТА (лесное яблоко) АСЬЯВА ШИКХАРАКЬЯСЬЯ МУКХЕНГУШТХЕНИПИДИТА ЯДА ПРАДЕСИНИ ВАКРА СА КАПИТТХАСТАДА СМРУТАХА Когда в хасте Шикхара указательный палец изогнут и прижат к большому, тогда такая хаста называется Капитта. Значение: оружие (лук, меч), метать копье, шакти (женская энергия), доить корову, стрела. 10. КАТАКАМУКХА (замок браслета) УТКШИПТАВАКРА ТУ ЯДА АНАМИКА САКАНИЯСИ АСЬЯИВА ТУ КАПИТТАСЬЯ ТАДАСОУ КАТАКАМУКАХА Если безымянный палец и мизинец хасты Капитта подняты вверх, а средний наклонен вперед, тогда такая хаста называется Катакамукха. Значение: Хотра (жертвоприношение), Хавья (ритуал подношения огня), зонт, цветочная гирлянда, сбивание масла.

arisha: Mary_Asha пишет: Я умею!!!! А у меня мало что получается... Придётся заняться ежедневными упражнениями для пальчиков, иначе не очень-то они слушаются

Оксана: Да уж тежеловато делать некоторые движения у меня Анамика не слушаеться

arisha: 11. СУЧИ (игла) КАТАКАКХЬЕ ЯДА ХАСТЕ ТАРДЖАНИ САМПРАСАРИТА ХАСТА СУЧИМУКХО НАМА ТАДА ГНЕЙЯ ПРАЙОКТРИВИХИ Когда указательный палец хасты Катакамукха выпрямлен, тогда такая хаста называется Сучи. Значение: используется, чтобы описать цифру один; весь мир. 12. ПАДМАКОША (бутон лотоса) СЬЯНГУЛЬСТУ ВИРАЛАХА САХАНГУШТЭНА КУНЧИТАХА УРДХВА ХЬЯМСАГАТАГРАСЧА СА БХАВЕТ ПАДМАКОШАКАХА Когда все пальцы, включая большой, разделены и их кончики слегка загнуты, тогда такая хаста называется Падмакоша. Значение: лотос, фрукт дерева Бильва, женская грудь. 13. САРПАСИРША (голова змеи) АНГУЛЬЯ САХИТА САРВА САХАНГУШТЕНА ЯСЬЯ ТУ ТАТХА НИМНАТАЛАСЧЕЙВА СА ТУ САРПАСИРА КАРАХА Когда все пальцы включая большой расположены близко друг к другу и слегка наклонены к ладони, тогда такая хаста называется Сарпасирша. Значение: капюшон змеи, подношение воды гуру и мудрецам, лить воду, движение Земли. 14. МРИГАСИРША (голова оленя) АДХОМУКХИНАМ САРВАСАМ АНГУЛЬНАМ САМАГАМАХА КАНИШТАНГУШТАКАУРДХВУ СА БХАВЕТ МРИГАСИРШАКАХА Если в хасте Сарпасирша все ее пальцы, кроме большого и мизинца, выпрямлены и наклонены вперед, а мизинец и большой подняты вверх, тогда такая хаста называется Мригасирша. Значение: используется, чтобы изобразить женщину; голова оленя, призвание (профессия), щеки.

arisha: 15. ЛАНГУЛА ТРЕТАГНИ САМСТИТА МАДХЬЯ ТАРДЖАНЬЯНГУШТАКАСТАТХА АНГУЛЕНАМИКА ВАКРА ТАТХА ЧОРДХВА КАНИЯСИ Когда мизинец поднят, безымянный наклонен, а три других пальца разделены, тогда такая хаста называется Лангула. Значение: разные фрукты, огонь, гневное возражение женщины. 16. АЛАПАДМА (лотос) АВАРТИ НЬЯ КАРАТАЛЕ ЯСЬЯНГУЛЬЁ БХАВАНТИ ХИ ПАРСВАГАТАВИКИРНАСЧА СА БХАВЕТ АЛАПАДМАКАХА Когда все пальцы отделены один от другого и направлены к ладони по окружности, тогда такая хаста называется Алападма. Значение: лотос, грудь, красота. 17. ЧАТУРА (четыре) ТИСРА ПРАСАРИТА ЯТРА ТАТХА ЧОРДХВА КАНАЯСИ ТАСАМ МАДХЬЯСТАТХАНГУШТАХА СА КАРАСЧАТУРАСМРУТАХА Когда три пальца развернуты, мизинец поднят вверх, а большой находится внутри ладони, тогда такая хаста называется Чатура. Значение: показать что-то маленькое; ловкость. 18. БХРАМАРА (пчела) МАДХЬЯМАНГУСТАСАМДАМСО ВАКРА ЧЕЙВА ПРАДЕШИНИ УРДХВАМАНЬЯ ПРАКИРНА ЧА АНГУЛЬЁ БХРАМАРЕ КАРЕ Когда средний и большой пальцы дотрагиваются друг до друга, указательный наклонен, а остальные два разделены и подняты, тогда такая хаста называется Бхрамара. Значение: пчела, крыло. 19. ХАМСАСЬЯ (лебедь клюв) ТАРДЖАНИМАДХЬЯМАНГУШТАХА ТРЕТАГНИСТХА НИРАНТАРАХА БХАВЕЮРХАМСВАВАКТРАСЬЯ СЕСХА ДВЕ САМПРАСАРИТЕ Когда указательный и большой палец держат без зазора, а оставшиеся пальцы выпрямлены, тогда такая хаста называется Хамсасья. Значение: мягкость, держать гирлянду, завязывать что-либо.

arisha: 20. ХАМСАПАКША (крыло лебедя) САМАХПРАСАРИТАСТИСРА ТАТХА ЧОРДХВА КАНИЯСИ АНГУШТА КУНЧИТАСЧЕЙВА ХАМСАПАКША ИТИ СМРУТАХА Если три пальца держать прямо наподобие крыла лебедя, мизинец поднять, а большой палец наклонить, тогда такая хаста называется Хамсапакша. Значение: дотрагиваться до подбородка в жесте извинения или замешательства, оказание уважения. 21. САНДАМСА (пинцет) ТАРДЖАНЬЯНГУШТАСАНДАМСО ХИРАЛСЬЯ ЯТХА БХАВЕТ АБХУГНАТАЛАМАДЬЯСЧА СА САНДАМСА ИТИ СМРУТАХА Когда большой и указательный пальцы хасты Арала сомкнуты как пинцет, ладонь слегка впалая, тогда такая хаста называется Сандамса. Значение: носить гирлянду, собирать цветы; поднимать травинки, листья, волоски или нити; поднимать или вытаскивать стрелу, вытаскивать шип; красить глаза, писать письмо. 22. МУКУЛА (бутон) САМАНАТАГРА САХИТА ЯСЬЯНГУЛЬЁ БХАВАНТИ ХИ УРДХВА ХАМСАМУКХАСЕЙВА БХАВЕН МУКУЛАХА КАРАХА Когда все пальцы хасты Хамсасья наклонены и соединены друг с другом на кончиках, тогда такая хаста называется Мукула. Значение: бутон лотоса, принимать пищу, посылать воздушный поцелуй, дарить что-то. 23. УРНАНАБА (паук) ПАДМАКОШАСЬЯ ХАСТАСЬЯ АНГУЛЬЯ КУНЧИТА ЯДА УРНАНАБХА СА ВИГНЕЙЯХА КЕШАЧОВРИЯГРУХАДИШУ Когда в хасте Падмакоша пальцы наклонены сильнее, тогда такая хаста называется Урнанаба, т.к. напоминает паука. Значение: чесать голову, получение краденой собственности, проказа (болезнь), львы, тигры, держать камень. 24. ТАМРАЧУДА (петух) МАДХЬЯМАНГУШТАСАНДАМСО ВАКРА ЧЕЙВА ПРАДЕШИНИ ШЕШЕТАЛАШЕ КАРТАВЬЯ ТАМРАЧУДЕ КАРАНГУЛИ Если средний палец перекрещивается с большим, указательный согнут, а остальные два прижаты к ладони, тогда такая хаста называется Тамрачуда. Значение: упрекать, стучать, отбивать такт, демонстрировать самоуверенность, быстроту, а также таким образом обозначают любую жестикуляцию.

Karvaki: arisha спасибо , очень интересно и так сложно, наверное этому очень долго учатся

Roza: Karvaki пишет: и так сложно, наверное этому очень долго учатся Вообще если хотят хорошо танцевать, учатся с детства , лет с 5.

Karvaki: Roza пишет: Вообще если хотят хорошо танцевать, учатся с детства , лет с 5. Да, можно сказать, вся жизнь в танце

Mary_Asha: Roza пишет: Вообще если хотят хорошо танцевать, учатся с детства , лет с 5. Это, конечно, верно.... Но, на мой взгляд, пусть даже профессиональный танец без вложенной души смотреться и восприниматься не будет...Я бы даже с бОльшим удовольствием смотрела на непрофессионалов, но которые полностью отдаются своему занятию и танцу...

arisha: Mary_Asha пишет: Я бы даже с бОльшим удовольствием смотрела на непрофессионалов, но которые полностью отдаются своему занятию и танцу... Я тоже! Мне очень понравилось высказывание одной выдающейся танцовщицы... Вот нашла: "Падма Субраманьям не согласна, что классический индийский танец требует особой прирожденной гибкости и изнурительных ежедневных тренировок. По ее словам, «уровень совершенства в нритте (танец как таковой, без его сюжетной стороны - А.Т.) напрямую зависит от степени осознания исполнителем своей духовной сущности, что не имеет никакого отношения к физическим данным или даже мастерству»" Но с азами, конечно, интересно и нужно познакомиться, как ни крути! Правда эти азы страшновато применять - наболтаешь какой-нибудь нелепицы ненароком У них даже в разных стилях танца язык жестов имеет немного различное прочтение, как я поняла... Ребус-кроссворд! Манана, спасибо за ссылочку, где про стили танца можно почитать Я много чего нахватала в инете, но некогда выложить... постепенно буду, если интересно

Karvaki: arisha пишет: Правда эти азы страшновато применять - наболтаешь какой-нибудь нелепицы ненароком У них даже в разных стилях танца язык жестов имеет немного различное прочтение, как я поняла... Ребус-кроссворд! вот так станцуешь чего нить на свою голову

arisha: Karvaki пишет: вот так станцуешь чего нить на свою голову Вот и я говорю, может лучше попроще, без "бантиков"

arisha: Однако, продолжим САМЬЮТА ХАСТАС - ЖЕСТЫ ДВУХ РУК ШЛОКА: АНДЖАЛИСЧА КАПОТАСЧА КАРКАТА СВАСТИКАСТАТХА КАТАКАВАРДХАМАНАСЧА УТСАНГО НИШЕДХАСТАТХА ДОЛА ПУШПАПУТАСЧЕЙВА ТАТХА МАКАРА ЕВА СЧА ГАДЖАДАНТО ВАХИТТАСЧА ВАРДХАМАНАСТАТХИВА ЧА ЕТЕ ТУ САМЬЮТА ХАСТА МАЯ ПРОКТАСТРАЙОДАША Согласно Натья Шастре существует 13 типов Самьюта Хаст: 1. АНДЖАЛИ ПУНАСЧА САМЬЮТАН ХАСТАН ГАДАТО МЕ НИБОДХАТА РАТАКАБХЬЯМ ТУ ХАСТАБХЬЯМ САМСЛЕШАДАНДЖАЛИ СМРУТАХА Когда две руки в позиции Патака соединены ладонями, тогда такая хаста называется Анджали. Значение: эта хаста используется для приветствия, причем при приветствии Богов ее держат над головой, для Гуру – между бровями, а для Браминов и ученых – перед грудью. 2. КАПОТА УБХАБХЬЯМАПИ ХАСТАБХЬЯМ АНЙОНЬЯН ПАРШВА САНГРАХАТ ХАСТАХ КАПОТАКО НАМА КАРМА ЧАСЬЯ НИБОДХАТА Когда две руки в позиции Анджали сложены, как будто держат голубя, тогда такая хаста называется Капота. Значение: приветствие, соглашение; используется, чтобы показать страх, холод и т.д. 3. КАРКАТА АНГУЛЬЁ ЯСЬЯ ХАСТАСЬЯ АНЬЁНЬЯНТАРАНИ СМРУТАХА СА КАРКАТА ИТИ ГНЕЯХА КАРАХ КАРМА ЧА ВАКСЬЯТЕ Когда пальцы двух рук выпрямлены и перекрещены, тогда такая хаста называется Карката. Значение: пчелиный воск, массировать руку или ногу, зевать после пробуждения, поддерживать подбородок, отодвигать ветку.

arisha: 4. СВАСТИКА МАНИБАНДХАНАВИНЬЯСТАУ АРАЛОУ ВАРДХАМАНАКАУ УТТАНАУ ВАМАПАРШВАСТАУ СВАСТИКА ПАРИКИРТИТАХА Когда две руки в позиции Арала перекрещены в запястье вертикально и смещены слево, тогда такая хаста называется Свастика. Значение: облака, небо, лес, море, времена года, земля. 5.КАТАКА ВАРДХАМАНАКА КАТАКА КАТАКАЙРНЬЯСТАХА КАТАКАУ ВАРМАНАКАХА ШРИНГАРАРТХЕШУ ЙОКТАВЬЯХА ПРАМАНАКАРАНЕ ТАТХА Когда две руки в позиции Катакамукха перекрещены на уровне запястий, тогда такая хаста называется Катака Вардхаманака. Значение: показать Шрингару (расу "Эротика"), поклон. 6. УТСАНГА АРАЛАУ ТУ ВИПАРЬЯСТАУ УТТАНАВУРДХВАНАТАУ УТСАНГА ИТИ ВИГНЕЙЯХА СПАРШАСЬЯ ГРАХАНЕ КАРАХА Когда две руки в позиции Арала перекрещены и подняты к предплечьям, тогда такая хаста называется Утсанга. Значение: чувствовать прикосновение, гнев, ревность.

arisha: 7. НИШАДХА СА ЧАПИ ДАКШИНО ХАСТАХА САМЬЯНД МУШТИКРИТО БХАВЕТ ИТЬЕША НИШАДХО ХАСТАХА КАРМА ЧАСЬЯ НИБОДХАТА Когда левая рука в позиции Мукула накрыта правой рукой в позиции Мушти, тогда такая хаста называется Нишадха. Значение: терпение, опьянение или возбуждение, высокомерие. 8. ДОЛА АМСАУПРАШИТХИЛАУ МУКТАУ ПАТАКАУ ПРАВИЛАМВИТАУ ЯДЯ БХАВЕТАМ КАРАНЕ СА ДОЛА ИТИ СМРУТАХА Когда оба плеча расслаблены, а руки в позиции Патака свободно опущены вдоль тела, тогда такая хаста называется Дола. Значение: слабость, темнота, потеря сознания, праздность, страстная любовь. 9. ПУШПАПУТА ЯСТУ САРПАСИРАХ ПРОКТАХА ТАСЬЯНГУЛИ НИРАНТАРАХА ДВИТЬЯХ ПАРШВАСУСЛИШТАХА СА ТУ ПУШПАПУТА СМРУТАХА Когда две руки в позиции Сарпасирша близко прижаты друг к другу, тогда такая хаста называется Пушпапута. Значение: так несут или получают рис, фрукты, цветы, а также набирают или выливают воду.

arisha: 10. МАКАРА ПАТАКАУ ТУ ЯДА ХАСТАУ МУРДХВАНГУШТАВАДХО МУКХАУ УПАРЬЮПАРИ ВИНЬЯСТАУ ТАДА СА МАКАРА КАРАХА Когда две руки в позиции Патака перевернуты ладонями вниз и помещены одна над другой, большие пальцы при этом должны быть подняты, тогда такая хаста называется Макара. Значение: рыба, крокодил. 11. ГАДЖАДАНТО КУРПАРАСАНЧИТАУ ХАСТАУ ЙАДАСТАНАМ САРПАСИРШАКАУ ГАДЖАДАНТАХ СА ВИГНЕЙЯХА КАРМА ЧАСА НИБОДХАТА Когда две руки в позиции Сарпасирша расположены на предплечьях, тогда такая хаста называется Гаджаданто. Значение: жених и невеста, лишний вес, обхватывать колонну. 12. АВАХИТТА ШУКАТУНДАУ КАРАУ КРУТВА ВАКШАСЬЯБХИМУКХАНЧИТАУ САНАЙРАДХОМУКХАВИДХАУ СОВАХИТТА ИТИ СМРУТАХА Когда две руки в позиции Шукатунда встречаются у груди ладонями вверх и медленно переворачиваютя ладонями вниз. Значение: слабость, вздыхать, обнаруживать кого-либо. 13. ВАРДХАМАНА ВИГНЕЙЁ ВАРДХАМАНАСТУ ХАМСАПАКШАХУ ПАРАНМУКХАУ ДЖАЛАВАТАЯНАДИНАМ ПРАЙОКТАВЬЁ ВИГХАТОНЕ Когда две руки в позиции Хамсапакша пересекаются в запястьях, тогда такая хаста называется Вардхамана. Значение: открывать окна, двери и т.д.

Зуни: Ой девочки как я счастлива, что этот раздел появился я всё про танцы собираю. Мананачка огромное спасибо за ссылку. Ирочка спасибо дорогая за такой объём информации, самое главное что и рисунки есть и всё наглядно показано. Ещё раз огромное спасибо.

arisha: Классические тексты Древней Индии служат эталоном, по которому и сегодня может оцениваться исполнение танца. Каждая танцевальная форма имеет отличительные черты того региона, к которому она относится. Соответственно толкуются принципы "Натья Шастры" в различных стилях танца, особенно в том, что касается позиций, движений и жестов. К счастью, по танцам собрано достаточное количество основного материала, который общепризнан среди гуру, танцоров и учеников всех стилей и школ. У всех форм классического танца в Индии есть два основных аспекта: нрuтта и нрuтья. Нритту можно охарактеризовать как чистый танец, то есть абстрактные движения тела, согласованные с хастами, или жестами рук. Нритья - это сочетание чистого танца с сюжетным. Сюжетный танец следует отличать от пантомимы. Это не просто имитация человеческого поведения. Во многом завися от сопроводительных стихов, нритья очень широко использует хасты, каждая из которых передает различный смысл. Кроме нритты и нритьи у танцевальной традиции есть и третий аспект. Это Натья, то есть представление с танцем или без него. Вообще, строго говоря, это вид драматического искусства. Все три аспекта считались тесно связанными друг с другом и восходили к одной традиции. И действительно, многие элементы танца родились не из строгого следования классическим текстам, а передавались из поколения в поколение через традицию театрального представления. В Натье идеи и эмоции находят свое выражение в искусстве абхинайи. Умело подобранное выражение лица (особенно глаз) в сочетании с соответствующей декламацией стихов дает возможность актеру изобразить настроения, которые могут быть стхайи (постоянные) или виабхичари (переходные). Абхинайя может быть локадхарми (реалистичной) или натьядхарми (стилизованной). Танцоры изображают бхаву и расу. Эти термины не поддаются легкому толкованию. Санскритское слово "бхава" означает эмоцию и ее внешнее выражение. Термин "раса", кроме своего буквального смысла - "привкус" или "чувство," передает также эстетическое и эмоциональное восприятие изображаемого настроения как со стороны исполнителя, так и со стороны зрителя расика, или "вкушаюшего". Если абхинайя разыгрывается с чувством, то танцор, даже не прибегая к помощи слов, может вызвать у расика понимание и сопереживание заложенным в танце идеям и чувствам. Раса, или эстетическое переживание, вызывается стхайи-бхавой (постоянным состоянием) приятного ощущения с помощью невольных или переходных (виабхичари) состояний. Раса служит ответом на бхаву. Если зрители восприняли бхаву, она порождает в них расу, или наслаждение бхавой. Чтобы вызвать непрерывный поток расы, или эстетического наслаждения, танцор должен постоянно сохранять высокий уровень выразительности. Бхава порождает девять классических рас, или "привкусов": Шрингара (эротическая), Хасья (комическая), Каруна (патетическая), Вира (героическая), Раудра (грозная), Бхайянака (боязливая), Бибхаста (отвратительная), Адбхута (волшебная) и Шанта (умиротворяющая). Из всех наиболее всеохватывающей расой является Шрингара, эротическое ощущение. Любая другая раса либо возникает как переходное состояние от шрингары, либо сливается с ней. Любопытно, что каждая раса традиционно ассоциируется с противоположной расой, с каким-либо цветом, с одним из высших богов, с определенной нотой (сварой) и с пурушартхой, или значением расы для четырех стадий жизни человека: дхарма (долг), артха (богатство), кама (желание) и мокша (освобождение). Считается, что изображение танцором определенной расы можно приравнять к действительному переживанию танцором соответствующей стадии жизни и что каждое выступление приближает его к высшей цели¬ мокше, или освобождению от цепи рождений Источник пока всё тот же: http://www.kuchipudi.narod.ru/stanakas_r.htm

Оксана: arisha Очень интересная информация.... Спасибо огромное!!!!!



полная версия страницы