Форум » Всё об Индии » Император Ашока Великий » Ответить

Император Ашока Великий

Изюмочка: Ашока Великий (Aśoka, «[рождённый] без боли») — император империи Мауриев с 273 до н. э. по 232 до н.э. После ряда военных успехов Ашока подчинил себе значительную часть Южной Азии от современного Афганистана до Бенгалии и далее на юг до Мисхора. Ашока известен распространением буддизма, и со времён Ашоки осталось немало исторических памятников.

Ответов - 70, стр: 1 2 3 All

Изюмочка: Происхождение, детство Ашока был внуком Чандрагупты и сыном Биндусары. Мать Ашоки была Субхадранги, дочью бедного брамина по имени Чампаканагар. По легенде, отец отдал ее в гарем потому, что получил предсказание, что сын его дочери станет великим правителем. Статус Ашоки в гареме был весьма низкий, у него было много братьев от более знатных жён царя, и ещё старший брат от той же матери. В детстве Ашока был очень живым и резвым ребёнком, и сладить с ним было очень трудно. Единственное к чему у него лежало сердце — это охота, вскоре он стал искусным охотником. Ашока не был красив. Но, ни один принц не превосходил его в доблести, храбрости, достоинстве, любви к приключениям и искусности в управлении. Поэтому Ашоку любили и уважали все чиновники и простой люд. Биндусара заметил его способности к управлению, и хоть Ашока был молод, назначил его наместником Аванти.

Изюмочка: Приход ко власти Прибыв в Уджайн, столицу Аванти, Ашока показал себя как превосходного правителя. Он женился на Шакья Кумари — дочери богатого торговца, которая родила ему двух детей, которых звали Махендра и Сангхамитра. Граждане Таксилы восстали против правления Магадхи. Старший сын Биндусары по имени Сусума, не был способен успокоить народ. Тогда Биндусара послал Ашоку подавить восстание. Хоть Ашока и не имел достаточно сил, но все же смело подошёл к городу и осадил его, и город был взят. Граждане Таксилы не стали противостоять Ашоке, а устроили ему великий приём. Старшим сыном Биндусары был Сусема, но восстание в Таксиле показали его неспособность управлять страной. На совете советников стало ясно, что если Сусима станет царём, то в империи не будет справедливости, из-за чего государство будет сотрясаться от восстаний, и оно придёт в упадок,. Поэтому они сообщили Ашоке, что его отец при смерти, и чтобы он спешил к ложу отца. Император Биндусара умер в 272 до н. э. Ашока, который прибыл в Паталипутру из Уджайна по просьбе Радхагупты, главы правительства, был коронован как царь Магадхи после смерти своего отца. О дальнейших событиях истчники приводят противоречивую информацию. Возможно, Сусема узнал о смерти отца и понял, что Ашока мог быть коронован как царь. Но он был убит, при попытке захватить город. Цейлонские хроники сообщают, что это соперничество продолжалось и после того, как Ашока захватил магадхский престол. В результате официальная коронация Ашоки состоялась только через четыре года после захвата им власти. Как говорят легенды, Ашока убил всех своих братьев ради власти над империей, хотя, с другой стороны, нет никаких исторических свидетельств для подтверждения этих сведений. В надписях на камне, сделанных по его распоряженю, братья Ашоки упоминаются с любовью. В пятый день третьего месяца Джустамаса 268 года до н.э. состоялась коронация Ашоки.

Изюмочка: Калинга Через восемь лет после взошествия на трон Ашока объявил войну государству Калинга (Орисса). В своём эдикте Ашока сообщает, чго во время войны было взято в плен 150 тыс. и убито более 100 тыс. человек. Присоединение Калинги, важной в стратегическом и торговом отношении области, способствовало усилению империи. Калинга оказала Ашоке упорное сопротивление. Эта область входила в империю Нандов, а затем ей удалось добиться независимости. В специальном эдикте, посвящённом завоеванию Калинги, Ашока сам признавал, что суровые меры наказания применялись и к простому народу, и к знати, которая тоже не захотела смириться с властью Мауриев. Ашоке даже пришлось принимать особые меры, чтобы разрядить обстановку в завоёванной области. Калинге была предоставлена большая самостоятельность, но император лично проверял деятельность местных чиновников, следя, по его собственным словам, за тем, «чтобы не было беспричинного заключения в тюрьму городских жителей и беспричинного причинения страдании». Традиция считает, что, увидев множество трупов, причинённые страдания и рарушения, Ашока почувствовал сильное раскаяние, что привело его к принятию буддизма и укреплению веры. ... Деванамприя Приядарси спустя восемь лет после восшествия на престол завоевал Калинга. Сто пятьдесят тысяч было депортировано, сто тысяч было убито, и еще множество умерло. После того, как Калинга были завоеваны, Деванамприя испытал сильное влечение к дхарме, почувствовал благорасположение к дхарме и наставлениям в ней. Ныне же Деванамприя глубоко скорбит о покорении Калинга. ... Наскальный эдикт 13, 256 г. до н. э.


Изюмочка: Внутренняя политика Ашока запретил жертвоприношения. Использование принудительных работ также было упразднено. Был составлен список охраняемых животных, запрещена охота ради удовольствия и бесцельное выжигание лесов. Было налажено производство и эспорт медицинского сырья с целью употребления не только для медицинских нужд, но и в ветеринарии, а также создана сеть соответствующих медицинских учреждений. Развлеченям прежних правителей Ашока предпочитал паломничества, раздачу подарков и встречи с простыми людьми. По всей империи Ашока инициировал строительство объектов социального назначения: Была создана сеть университетов, бесплатных гостиниц, каналов, ирригационных систем и пр. Была также обновлена и всеиндийская система дорог. Но самой большой своей заслугой Ашока считал деятельность, направленную на исправление нравов, которую он развернул среди подданных. ... Вдоль дорог я посадил баньян, чтобы давал тень, и заложил манговые рощи. Через даждые восемь кроса устроил колодцы и гостиницы, и в разных местах водные резервуары для людей и зверей. Но это лишь малые достижения. Подобные блага творили и прежние цари. Я же сделал это для того, чтобы люди следовали дхарме. ... ... Дхарма приумножилась двумя средствами: благодаря основанным на дхарме повелениям, и благодаря переубеждению. Из этих двух, повеления дают мало, тогда как переубеждение дает много. Основываясь, на дхарме, я повелел защищать животных, и многое другое. Но именно благодаря переубеждению в народе возросла дхарма не убивать живых существ и не вредить им. ... Дели-Топра, эдикт 7, 242 г. до н. э. Ашока даже создал нечто подобное институту правозащитников. Для этого он расширил состав верховных государственных чиновников (махаматр), добавив к ним «махаматр дхармы». Их обязанностями были наставления в практике дхармы, а также забота о поддержании справедливости во всех уголках империи. В том числе и инспекция тюрем: ... Они следят за достойным содержанием заключенных и их освобождением, и если Махаматры считают: "Этому необходимо содержать семью", "Этого оговорили", "Этот стар", то они следят, чтобы таких заключенных освободили. ... Наскальный эдикт 5, 256 г. до н. э.

Изюмочка: Расширение границ империи Мауриев Империя Мауриев включала огромную территорию. В рамках единого государственного образования были объединены народы и племена, разные в этническом, лингвистическом и культурном отношениях и следовавшие различным религиозным верованиям, традициям, обычаям. Cудя по надписям Ашоки, а также «Артхашастре», к этому периоду уже сложилось представление о значительном по территории государстве во главе с «правителем земли, власть которого распространялась на огромные области — от южного океана до вершин Гималаев» Авторами политических трактатов уже подробно разрабатывалось учение о границах государства, его взаимоотношениях с близкими и далёкими соседями. Для определения границ империи Мауриев при Ашоке основными материалами служат эдикты императора. Некоторые сведения сохранились и в сообщениях античных авторов, повествующих о периоде Чандрагупты. Определённую ценность представляют данные китайских путешественников, особенно в том случае, если они подтверждаются эпиграфическими или археологическими материалами. В эдиктах Ашоки несколько раз упоминаются йоны и камбоджцы как народы, живущие на западе страны. Под ионами подразумевались греки, поселения которых имелись в Арахосии. Для греческого населения и предназначались версии эдиктов Ашоки на греческом языке. Некоторые исследователи полагают, что ионы периода Ашоки были потомками тех греческих поселенцев, которые здесь обосновались ещё при Александре Македонском. Эдикт Ашоки был обнаружен и в Лампаке (около современного Джелалабада), что подтвердило факт вхождения Паропамиса в империю Маурьев (раньше об этом известно было лишь из античных источников, рассказывающих о результатах перемирия между Чандрагуптой и Селевком). Исходя из свидетельств поздней кашмирской хроники «Раджатарангини» и дневников китайских пилигримов, можно полагать, что в империю Ашоки входила и часть Кашмира. Согласно традиции, при Ашоке был построен главный город Кашмира — Шринагар. В состав его государства входили также и некоторые области Непала. Данные эпиграфики и письменных источников позволяют включать в империю территорию современной Бенгалии. Находки эдиктов Ашоки в Южной Индии помогли установить южную границу империи. Условно она может быть проведена к югу от современного округа Читалдруг. На юге империя граничила с государствами Чола, Кералапутра и Сатьяпутра, которые упоминаются в эдиктах Ашоки как не входящие в его государство. Однако Маурии поддерживали с этими областями тесные контакты. Там строились буддийские ступы, туда посылались проповедники. Дипломатические связи поддерживались со многими странами, в том числе с эллинистическими государствами Запада, с Цейлоном, некоторыми областями Центральной Азии и т. д. В одном из своих эдиктов Ашока, давая наставления чиновникам, говорит: ... Люди незавоеванных территорий могут подумать: "Каковы намерения царя относительно нас"? - Мое единственное намерение в том, чтобы они жили без страха предо мной, могли мне доверять, и чтобы я мог дать им счастье, а не горе. Более того, они должны понять, что царь простит тех, кто может быть прощен. ... ... Вы же должны исполнять свои обязанности и заверить их так: "Царь как отец. Он чувствует по отношению к нам то же, что он чувствует по отношению к себе. Мы для него, как его собственные дети". ... Наскальный эдикт 2, 256 г. до н. э. Ашока поддерживал тесные дипломатические отношения со многими странами В его эдиктах упоминается селевкидский царь Антиох (Антиох II Теос — внук Селевка), правитель Египта Птолемей (Птолемей II Филадельф), царь Македонии Антигон Гонат, царь Кирены Маг и царь Эпира Александр. В различные страны были посланы: маурийские послы (дута), целью которых было распространение буддизма. ... Отныне победу дхармы считает Деванампия наилучшей победой. И она была одержана внутри, на границах, и даже на расстоянии в шестьсот йоджан, где правит греческий царь Антиох, и далее, где правят четыре царя, а именно Птолемей, Антигон, Маг и Александр. ... Наскальный эдикт 13, 256 г. до н. э. Очень тесными были связи с Цейлоном, куда Ашока направил специальную миссию во главе со своим сыном Махендрой для распространения буддизма. Царь Цейлона Тисса в ответ на это в честь Ашоки принят его титул — «милый богам» (Деванампия) и направил своё посольство в Паталипутру.

Изюмочка: Принятие буддизма С маурийским периодом связано широкое распространение в Индии буддизма. Возникший за несколько веков до эпохи Мауриев как небольшая секта бродячих монахов буддизм к III веку до н. э стал одним из главных течений в духовной жизни древнеиндийского общества. В это время существовала организованная буддийская община — сангха, были оформлены основные канонические сочинения. Судя по различным источникам, Ашока не сразу принял буддизм. При дворе своего отца он занимался с учёными различных школ — ортодоксальных и так называемых еретических направлений. Затем Ашока посетил буддийскую общину, выяснил основы учения Будды и стал упасака, то есть светским последователем буддизма. В эдиктах он сам рассказывает об эволюции своих взглядов. В первое время император не уделял особого внимания буддийской общине, но затем, после личного знакомства с жизнью буддийских монахов в столице, стал активно поддерживать буддистов и помогать общине. Особенно интерес к буддийскому учению, к его этическим нормам усилился после войны с Калингой, когда специальное значение приобрела политика дхармавиджаи — распространения основных норм поведения (дхармы), хотя последователем буддизма Ашока стал ещё до начала войны. Будучи буддистом. Ашока в течение всего царствования оставался мирянином и не выпускал из своих рук бразды правления. Мнение некоторых учёных о том, что Ашока будто бы был царём-монахом, ушедшим в конце царствования в буддийский монастырь, противоречит имеющимся материалам источников. Столь же неправильна и точка зрения о том, что буддизм при Ашоке был государственной религией.

Изюмочка: Первая наскальная надпись Ашоки в Гирнаре Оказывая буддийской общине особое покровительство, Ашока не превратил буддизм в государственную религию. Главной чертой его религиозной политики была веротерпимость, и он придерживался этой политики в течение почти всего периода своего царствования. ... Тот, кто восхваляет свою религию, по причине излишней преданности, и порочит другие, имея мысль: "прославлю так свою религию", только вредит собственной религии. Поэтому полезно дискутировать. Следует слушать и уважать доктрины, проповедуемые другими. Деванамприя Приядаси повелевает, чтобы все разбирались в коренных доктринах других религий. ... Наскальный эдикт 12, 265 г. до н. э. В своих эдиктах Ашока выступает за объединение всех сект, но не путём насилия, а в результате развития главных принципов их учений. Судя по эдиктам, Ашока дарил пещеры адживикам, которые были в этот период одними из главных соперников буддистов и пользовались значительным влиянием в народе. Из эдиктов известно и о том, что царь посылал своих представителей в общины джайнов и к брахманам. Именно политика религиозной терпимости при умелом контроле государства над жизнью различных религиозных сект позволила Ашоке избежать конфликта с сильной прослойкой брахманов, с адживиками, джайнами и вместе с тем особенно усилить буддизм. Когда же в последние годы царствования Ашока отступил от политики веротерпимости и стал проводить явно пробуддийскую политику, это вызвало решительную оппозицию у приверженцев других религий и привело к тяжёлым для царя и его власти последствиям. В конце царствования Ашока входит в очень тесный контакт с буддийской общиной и, по некоторым сведениям, отступив от своих прежних принципов, начинает даже гонения против адживиков и джайнов. Взаимоотношения буддистов с представителями других религий в этот период резко осложнились. Определённые трудности возникали и среди самих буддистов: источники рассказывают о столкновении последователей разных буддийских школ. В связи с этим император внимательно следил за целостностью буддийской общины. Он издаёт специальный указ о борьбе против раскольников — монахов и монахинь, которые подрывали единство сангхи. По указу их следовало изгнать из общины. Вместе с тем Ашока рекомендует буддийским монахам пристально изучать буддийские тексты и называет ряд буддийских канонических сочинений, посвящённых преимущественно дисциплинарным вопросам. Согласно буддийской традиции, в период правления Ашоки в Паталипутре состоялся Третий буддийский собор. Ашока был первым царём Индии, который понял важность буддизма в укреплении империи и способствовал его распространению. Большая часть его эдиктов была обращена не к монахам, а к мирянам. Поэтому в надписях не упоминается о нирване, четырёх благородных истинах, восьмеричном пути и других специальных понятиях. Главное — это практическая направленность надписей, которые сам император называл «эдиктами о дхарме».

Изюмочка: Последние годы правления Ашоки и наследники Источники рассказывают, что к концу своего правления царь Ашока, преподнося щедрые дары в пользу буддийской общины для процветания учения Будды, разорил государственную казну. В этот период внук Ашоки — Сампади (Самирати) стал наследником престола. Царские сановники сообщили ему о чрезмерных дарах императора и потребовали их немедленно отменить. По приказу Сампади распоряжения Ашоки о пожалованиях буддийской общине не выполнялись. Фактически власть сосредоточилась в руках Сампади. Ашока, как рассказывают источники, с горечью должен был признать, что его приказы стали лишь мёртвой буквой, а он лишился царства и власти, хотя формально и оставался царём. По сообщению некоторых источников, Сампади был последователем джайнизма, его поддерживали крупные сановники. В стране в это время создалось трудное финансовое положение, вспыхивали восстания. Oдно из крупных волнений произошло в Таксиле, где во главе недовольных встал местный правитель. В заговоре против царя, как повествуют источники, принимала участие и царица Тишьяракшита — тоже противница буддизма. Показательно, что в одном из самых поздних эдиктов приказ отдаётся не от имени Ашоки, как ранее, а от имени царицы. Приказ касался различных даров, то есть того острого вопроса, который, судя по буддийским текстам, формально и привёл к конфликту царя с его окружением. Можно предполагать, что совпадения эпиграфического свидетельства и данных буддийской традиции далеко пе случайны. Они отражают реальную картину последних лет царствования Ашоки. Его наследникам уже, очевидно, не удалось сохранить единство империи. На основании источников можно предполагать, что империя распалась на две части — восточную с центром в Паталипутре и западную с центром в Таксиле. Свидетельства источников о прямых наследниках Ашоки разноречивы, но есть основания полагать, что в Паталипутре царём стал Сампади, или Дашаратха, которого некоторые пураны считают сыном и преемником Ашоки. Подобно Ашоке, Дашаратха носил титул «милый богам» и оказывал покровительство адживикам, о чем свидетельствуют его эдикты о дарении им пещер. В дальнейшем империя Мауриев постепенно пришла в упадок и пала в 180 до н. э. вследствии заговора.

Зуни: Я тоже после просмотра фильма Император Ашока стала искать информацию об этом правителе и вообще династии Маурьев. Всё собиралась предложить такой раздел, чтобы напечатать то, что удалось найти, да так руки и не дошли. Так что Светланка СПАСИБО большое! Очень интересно почитать.

Shantipriya: Зуни пишет: Я тоже после просмотра фильма Император Ашока стала искать информацию об этом правителе и вообще династии Маурьев. Всё собиралась предложить такой раздел, чтобы напечатать то, что удалось найти, да так руки и не дошли. Так что Светланка СПАСИБО большое! Очень интересно почитать. ППКС! Солнце, спасибо за интересный раздельчик!

Изюмочка: Зуни и Shantipriya ВАМ СПАСИБО! Рада что понравилось! Зуни может тоже выложишь что нашла?

Зуни: Надо будет выложить и прго Ашоку и про Маурьев, когда брат над душой стоять не будет. Там печатать много. Но теперь выложу обязательно. А вы заметили на картине у него лицо смесь Шаха и Саифа.

Shantipriya: Зуни пишет: смесь Шаха и Саифа. Прикинь, сколько раз видила это фото, не замечала, теперь заметила! Здорово! (слушай, а мы не нафлудим а?)

ira: Shantipriya пишет: (слушай, а мы не нафлудим а?) Бедный ребенок, уже шугается. Симпатичный дядь. Щас будем читать про него.

Shantipriya: ira пишет: Бедный ребенок, уже шугается. Ага, страшно...

Изюмочка: Зуни пишет: А вы заметили на картине у него лицо смесь Шаха и Саифа. да, я тоже заметила, что с Шахом сходство есть, а вот про Саифа как то не подумала помните в передаче "Как снимался фильм "Ашока" Шарук сказал: "Есть мнения, что Ашока был невысокого роста и кожа у него была темная, то есть красавцем его нельзя было назвать - ну просто вылитый я" Шарук не прав, он ОЧЕНЬ СИМПАТИЧНЫЙ!!! и САМЫЙ ЛУЧШИЙ! это он уже поскромничал.

ira: Изюмочка пишет: это он уже поскромничал. Она у нас такой, скромняга.

Shantipriya: Изюмочка пишет: "Как снимался фильм "Ашока" ААА, хачу! А ты де взяла?

Зуни: Изюмочка пишет: помните в передаче "Как снимался фильм "Ашока" Шарук сказал: "Есть мнения, что Ашока был невысокого роста и кожа у него была темная, то есть красавцем его нельзя было назвать - ну просто вылитый я" Полмню. Он сам не понимает насколько он красивый. А вот на портрете у Ашоки глаза и нос вылитый Саиф, а губы и овал лица наш.

Изюмочка: продолжаю... книга "АШОКА" Автор - Моханачанд Киранаги Введение Колесо, которое украшает флаг свободной Индии, хранит память о царе Ашоке. Повелитель огромной империи, после великой победы на поле битвы, излечился от насилия и дал клятву никогда не воевать снова. Он был идеальным правителем. Он стремился нести другим странам свет, который он обрел в своей жизни. Он посвятил себя победам справедливости. "Все люди мои дети. Все чего я желаю для своих детей, а я желаю им богатства и счастья в этом мире и в следующем, того я желаю и для всех людей." Это слова императора, который жил две тысячи триста лет назад. В истории часто случается, что даже простые вожди становились высокомерными и использовали свою власть в своих интересах, порой пренебрегая справедливостью. Но император, который сказал эти слова, - управлял большей частью Индии. Он имел власть над жизнью и смертью более чем миллиона его подданных. Разве не удивительно, что свободная Индия вспоминает его с восторгом? Этого императора звали Ашокой (себя он называл Дэванамприя Пиядаси). Колесо на вершине столба, который он установил в Сарнатхе - теперь украшает национальный флаг свободной Индии. Кто такой «Дэванамприя Пиядаси»? Наскальные надписи царя Дэванамприя Пиядаси находили на всей территории Индии в течение столетия. Но все никак не могли идентифицировать этого «Дэванамприя Пиядаси», он все еще оставался загадкой. Однажды в 1915 году около деревни Маски в Райчуре в районе Карнатака, на горе обнаружили наскальную надпись. В этой надписи упоминалось имя Ашока наряду с именем Дэванамприя Пиядаси. Только теперь с уверенностью можно было сказать, что Дэванамприя Пиядаси был не кем иным, как царем Ашокой. Император династии Маурьев, чье имя сияло подобно яркой звезде в истории мира, и кого почитают и любят уже более чем две тысячи лет. Императоры династии Маурьев Ашока был внуком Чандрагупты - основателя династии Маурьев. Чандрагупта был первый правитель империи Маурьев. Он управлял империей двадцать четыре года, и затем, стремясь обрести умственный покой, как это было принято в те времена, передал власть своему сыну - Биндусару. Биндусара был отцом Ашоки. Субхадранги была матерью Ашоки. Она была дочерью бедного человека по имени Чампаканагар. В детстве Ашока был очень живым и резвым ребенком, и сладить с ним было очень трудно. Единственное к чему у него лежало сердце – это охота, вскоре он стал искусным охотником. Сам Чандрагупта любил охотиться, и с тех пор императорская охота была целым пышным праздником и велась всегда с большим размахом. Ашока не был красив. Но ни один принц не превосходил его в доблести, храбрости, достоинстве, любви к приключениям и искусности в управлении. Поэтому Ашоку любили и уважали все чиновники и простой люд. Биндусара заметил его способности к управлению, и хоть Ашока был молод, назначил его наместником Аванти.

Изюмочка: В Таксиле Уджайн был столицей Аванти. Это был красивый город и центром науки, богатства и искусства. Как только прибыв в город, Ашока уже за несколько дней показал себя как превосходного управленца. Известно, что в этом городе он женился на Шакья Кумари - красивой дочери богатого торговца Видишанагара. Она родила ему двух детей, которых звали Махендра и Сангхамитра. Способности, храбрость и мудрость Ашоки были скоро проверены. Граждане Таксилы восстали против правления Магадхи. Старший сын Биндусары по имени Сусума, не был способен успокоить народ. Тогда Биндусара послал Ашоку подавить восстание. Хоть Ашока и не имел достаточно сил, но все же смело подошел к городу и осадил его. Но неожиданно все закончилось благополучно. Граждане Таксилы даже не думали противостоять Ашоке. Они устроили ему великий прием. Они сказали: «Мы не ненавидим ни Биндусару, ни царский род. Плохие чиновники являются причиной того, что мы восстали. Мы неправильно понимаем царские указы, так как они не правильно их истолковывают и используют их для своей пользы. Мы - не мятежники. Пожалуйста, простите нас». Ашока понял реальную ситуацию и наказал тех, кто был причиной восстания. Он оставался там в течение нескольких дней и давал людям советы, изъясняясь простыми и ясными словами. Когда мир был полностью восстановлен в городе, Ашока вернулся в свою область. Проходили дни и годы. Биндусара стал старым. Его тело стало слабым. Его здоровье угасало. Среди всех его советников был один советник по имени Радхагупта, который был очень известным и уважаемым. Он созвал на совет всех советников, и они начали думать о будущем империи. Старшим сыном Биндусары был Сусема. Согласно традиции он должен был воссесть на трон. Но восстание в Таксиле показали его неспособность управлять страной. Кроме того, он начал вести себя дерзко. На совете советников стало ясно, что если Сусима станет царем, то в империи не будет справедливости, из-за чего государство будет сотрясаться от восстаний, и оно придет в упадок,. Поэтому они сообщили Ашоке, что его отец при смерти, и чтобы он спешил к ложу отца.

Изюмочка: Ашока становится царем Император Биндусара имел имя «Амитрагатха» (Уничтожающий Недругов). Он завоевал земли, которые находились между восточным и западным побережьем на юге Индии, и так расширил свою империю. Он управлял этой империей в течение двадцати пяти лет и умер в 272 до н.э. Ашока, который прибыл в Паталипутру из Уджайна по просьбе Радхагупты, главы правительства, был коронован как царь Магадхи после смерти своего отца. Что произошло после этого, никто не знает, так как различные источники говорят по разному. Возможно, Сусема узнал о смерти отца и понял, что Ашока мог быть коронован как царь; он, вероятно, прибыл из Таксилы с большой армией. Он был готов сражаться если необходимо. Но он был убит, при попытке захватить город. Как говорят легенды - Ашока убил всех своих братьев ради власти над империей, хотя, с другой стороны, нет никаких исторических свидетельств для подтверждения этих легенд. Ашока, в своих наскальных надписях, с любовью говорил о своих братьях Пятый день третьего месяца Джустамаса 268 года до н.э. был благоприятным днем для коронации Ашоки. Паталипутра была красиво украшена. Благоприятное время, установленное для коронации, настало. Звучала прекрасная музыка. Молодой и сияющий Ашока вошел в зал, окруженный своими телохранителями. Наследник трона Магадхи поклонился трону и поднялся на него. Брахманы пели священные стихи, наследник был украшен соответствующими символами царского звания, и корона была возложена на его голову. Граждане Паталипутры радовались, так как империей стал править способный правитель. Ашока был очень образованный государственный деятель. Он управлял Магадхой мудро и умело. Совет советников и чиновников государства был предан императору, умен, все приказания отдавались к месту и вовремя. Поэтому в империи царили мир и спокойствие. Покой заставляет забывать человека о течении времени. Восемь лет прошло без каких либо происшествий.

Изюмочка: Калинга Ашока стал правителем обширной империи. Но Калинга - маленькое государство (теперь Орисса), оставался независимым, за пределами влияния Ашоки. Калинга имела богатую и плодородную землю между Годавари и Манханди. Люди Калинга были патриотами и любили свободу. Они были готовы бороться и умереть в защиту своей родины. Калингская война меняет взгляды Ашоки Во времена дедушки Ашоки, армия Калинги имела только 60,000 пехоты, 1,000 конницы и 700 слонов. Во времена господства Биндусары и в начале господства Ашоки Калинга, вероятно значительно улучшила свои вооруженные силы. Могущественная армия Магадхи подошла к Калинге. Ашока непосредственно был во главе своей огромной армии. Армия Калинга сопротивлялась армии Магадхи проявляя чудеса храбрости. Они не боялись смерти. Но их доблесть и жертвы были напрасны. Их становилось все меньше и меньше, пока их окончательно не уничтожили. Ашока одержал трудную и великую победу. «Я сделал это!» Действительно, Ашока был победителем, и Калинга стала его. Какова была цена этой победы? Одна из надписей Ашоки описывает это: «Сто пятьдесят тысяч человек было угнано оттуда, сто тысяч убито на месте и гораздо более того умерло». Ашока, стоя во главе своей армии, видел поле битвы собственными глазами. Сколько хватало взгляда - все полностью было покрыто трупами слонов и лошадей, и останками воинов убитых в сражении. Кровь текла целым потоком. Воины катались по земле от невыносимой боли. Плакали осиротевшие дети. И грифы прилетели, чтобы полакомится мертвечиной. Не одно или два, но сотни ужасных видений стояли перед глазами Ашоки. Его сердце почувствовало скорбь и позор. Он чувствовал печаль победы, которую он обрел за счет такого большого страдания. «Что я сделал? - Это ужасно! Я, будучи главой обширной империи, я стремился захватить маленькое царство и обрек на смерть тысячи солдат; я стал причиной того, что овдовели тысячи женщин и осиротели тысячи детей». С этим раскаянием в мыслях он не смог оставаться там дольше. Он привел свою армию назад в Паталипутру с тяжелым сердцем.

Изюмочка: Неповторимый в истории Ашока стал правителем Калинги, как того и желал. Но победа принесла ему не радость, а печаль. Ужасное зрелище кровавой резни омрачило радость победы. Ашока не мог найти после этого и минуты покоя, он не мог спать, есть, все время его сопровождали видения страданий, агонии и смерти, увиденные на поле битвы. Ашока понял, что огонь войны не только жжет и уничтожает на поле битвы, но и распространяется дальше и уничтожает много невинных жизней. Страдание, вызванное войной не заканчивается на поле битвы, оно продолжает отравлять умы и жизни оставшихся в живых, в течение долгого времени. В это время Ашока был на высоте своей власти, он был главой обширной империи, он не имел никакого равным в богатстве или по численности армии. И все же калингская война, которая была его первой войной, также, стала его последней войной! Мощь оружия склонилась перед властью Дхармы (справедливости). Ашока поклялся, что он никогда снова не возьмет оружие, и что он никогда снова не совершит такого преступления. И оказалось, что это было клятвой железного человека. В истории мира, было много царей, которые поклялись не воевать больше, после того, как они были побеждены. Но у скольких царей проснулась жалость в час победы и опустилась рука с поднятым оружием? Наверное, был только один такой царь на протяжении всей истории мира – царь Ашока.

Изюмочка: Благородная Победа «Победа Дхармы приносит любовь и признательность. Любимый Богами верит, что, даже маленькая победа любви приносит большую награду в другом мире». Так Ашока сказал в одной из своих надписей. Учение Будды принесло покой Ашоке, которого часто посещали воспоминания об агонии, которую он видел на поле битвы в Калинге. Послание Будды об отказе от насилия, доброта и любовь к людям преобразили несчастного Ашоку. Ученик Будды Упагупта объяснил ему Дхарму Будды. С того дня сердце Ашоки стало домом сострадания, любви к жизни и ненасилия. Он даже перестал охотиться на животных. Он запретил убивать животных для царской кухни. Понимая, что не достаточно, чтобы один человек жил справедливой жизнью, он провозгласил, что все его подданные также должны жить справедливой жизнью. «Из всех побед, победа Дхармы наивысшая. Можно завоевать часть земли. Но добротой, любовью и жалостью можно завоевать сердца людей. Из острого меча бьет фонтан крови, а из Дхармы бьет фонтан любви. Победа при помощи оружия приносит мимолетную радость, а победа Дхармы приносит вечную радость» - Ашока понял эту истину. Поэтому он дал своим подданным такой урок: «Слушайтесь отца и мать, слушайте учителей, будьте добры ко всем живым существам, говорите правду. Эти достоинства Дхармы должны быть соблюдаемы. Так Вы (махаматры) будете наставлять их в указах Любимого Богами, и также Вы будете гарантировать, что поводыри слонов, служащие, гадалки и брахманы буду наставлять своих учеников согласно древней традиции, что они должны почитать своих учителей .... справедливых учителей. В семьях родственники должны относится к друг другом с уважением. Это - древняя традиция, способствующая долгой жизни, и таким образом это должно выполняться». «…Многообразно это продвижение, однако в основе его – контроль над речью, чтобы не было восхваления своей веры, ни хулы чужой веры в неподобающих случаях. В любом случае следует почитать чужую веру. Поступая так, человек способствует успеху своей веры и оказывает поддержку чужой». Ашока не только думал о счастье своих подданных, но и стремился принести счастье всему человечеству. Он желал завоевать сердца людей и служить миру через Дхарму, через добрую волю и добрые деяния. Он решил направить все свои усилия, всю свою власть и богатство этой цели. Первая вещь, которую сделал Ашока в распространении Дхармы среди людей – это совершение паломничеств. Это произошло по пришествии двух лет после калингской войны. Его паломничество, начатое с его посещения Самбодхи, святого места, где Будда ушел в паринирвану. Он посещал и другие святые места в течение многочисленных паломничеств. Ашока так объяснил цель своих паломничеств: «…чтобы встречать брахманов и шраман и делать им подношения. Встречаться со старейшинами и одаривать их золотом. Встречаться с людьми и проповедовать закон Дхармы, разговаривать о Дхарме». Это были важные цели.

Изюмочка: Широкое распространение Дхармы Ашока не только посещал святые места. Он полагал, что послание Дхармы не должно быть неподвижным подобно застоявшейся воде. Он хотел, чтобы она распространялась повсюду в Индии и за ее пределами. Он хотел, чтобы все люди в мире купались в ее чистом потоке и очищали себя. Поэтому он взял на себя большое бремя, которое вряд ли кто другой мог вынести. Он повелел, чтобы слова Дхармы, наносились на скалы и колонны по всей стране и за ее пределами. Эти надписи внедряли Дхарму в социальную этику и мораль жителей страны. Ашока прямо объявил, что его желание состоит в том, что бы его послание достигло людей всех стран и дало возможность им следовать и распространять Дхарму для блага всего мира. Такие надписи можно найти и сегодня, и в Индии и за ее пределами. В Индии они были обнаружены в Мадхья Прадеш, Гуджарат, Уттар Прадеш, Махараштра, Орисса, Андхра Прадеш и в районе Сиддапура Читрадурга, а также в Коппала и Маски в Райчуре района Карнатака. Вне Индии они были найдены в районе Пешвар в Пакистане, а также около Кандагара в Афганистане и на границе Непала. Семена Дхармы Из истории мы знаем многих царей, которые делали надписи о своих войнах, благотворительной деятельности, пожертвований и расширении своих государств. Но только Ашока делал надписи, вырезая их на скалах и столбах, которые ведут людей от неведения к истине, от смерти к бессмертию, от темноты к свету. Сегодня они подобны свету мудрости. Слова Дхармы подобны семенам добродетели, засеянные в сердца людей. Они являются шагами, ведущими к спасению. Чтобы способствовать большему пониманию Дхармы, Ашока сделал смелый шаг, который мог сделать только мудрый человек, с большим знанием дела. Он стремился показать, что все религии говорят об одном и том же пути к добродетели. В одной из своих надписей Ашока говорит: «Многообразно это продвижение, однако в основе его – контроль над речью, чтобы не было восхваления своей веры, ни хулы чужой веры в неподобающих случаях. В любом случае это легко. Но в любом случае следует почитать чужую веру. Поступая так, человек способствует успеху своей веры и оказывает поддержку чужой. Поступая иначе, он подрывает корни своей веры и вредит чужой. Ведь всякий, кто, почитая свою веру или хуля другую из-за приверженности к своей вере, думая: «Представлю ее в лучшем свете!», - на самом деле еще более вредит своей вере». Он назначил чиновников, называемых Дхарма-махаматрами, чтобы распространить эти идеи среди людей. Эти чиновники встречались с людьми различных религий и жили среди них. Они помогали преодолевать ошибочные идеи относительно других религий и говорили о том, что есть хорошее у других. Часто бывало, что собранные деньги для религиозных целей тратятся не по назначению, так как эгоистичные люди присваивают их себе. Обязанностью Дхарма-Махаматров, было наблюдать, чтобы деньги, предназначенные для религиозных целей, были потрачены должным образом. Они также совершали поездки по империи и посещали суды. Они пересматривали дела и, обнаружив ошибки, изменяли наказание. Подобные чиновники, кажется, никогда больше не назначались когда-либо еще в истории мира. Помимо них, другие чиновники также совершали поездки по империи каждые пять лет согласно распоряжению императора, и распространяли Дхарму среди людей.

Изюмочка: Третий Собор После семнадцати лет правления Ашоки, обострились различия среди буддийских монахов, и произошел раскол. Было много ленивых и плохих монахов, дававших плохой пример и приводивших людей к злу. Эти злонамеренные шраманы несли проклятие Учению Будды. Из-за этого Учение Будды теряло свою силу. Ашока чувствовал это и был несчастен. Чтобы сохранить Учение Будды от полного исчезновения и увеличить влияние Дхармы на людей, Ашока выгнал многих ленивых монахов из монастырей и лишил их сана. Он пригласил достойных и серьезный монахов в Ашокарама, близь Паталипутры для собора. Моггалипутра Тишья был главой на соборе монахов, которые пришли со всей страны. Ашока сидел с Великими Учителями и спрашивал каждого монаха-бхикшу: "Чему учил Будда?" Он беседовал с ними о многих вещах. И только после долгих обсуждений стало ясно и недвусмысленно то, чему учил Будда. Учение Будды получило новый импульс от этого собора. Ашока не похож на других царей, которые посылали свои армии, что бы победить соседние страны. Он говорил, что победа Дхармы - наивысшая победа, и послал буддийских монахов нести свет, который он получил от Учения Будды, в другие страны. Проповедники Учения Будды были в Сирии, Египте, Македонии, Бирме и Кашмире. На остров Цейлон (Шриланка) он послал своих собственных детей Махендру и Сангхамитру. В результате всех этих деяний было то, что Учение Будды распространилось во все страны Восточной Азии.

Изюмочка: Столб в Сарнатхе На двадцатом году своего правления, Ашока предпринял второе паломничество со своей дочерью и пятым патриархом Упагуптой. Это мы знаем из его надписей. В течение этого паломничества он посетил руины Вайшали и мест, где Будда имел обыкновение пребывать. От Вайшали Ашока направился на восток и прибыл в Рамаграма. Он посетил ступу в Рамаграма, построенной царем, который собрал и сохранил шариру Будды после его смерти. Позже он также посетил Лумбини, Капилавасту, Шравасти, Гайю и другие святые места. Везде, где он путешествовал, он поставил столбы и ступы в памяти о своем паломничестве. Они напоминают нам даже сегодня о посещении Ашокой этих святых мест. Есть один такой столб в Сарнатхе. На вершине каменного столба приблизительно на высоте пятнадцать метров там красиво вырезаны фигуры четырех стоящих львов. Сегодня фигуры львов являются официальной эмблемой правительства свободной Индии, и Чакра Ашоки украшает национальный флаг Индии. Таким образом, правительство Индии воздало дань памяти идеальному царю - Ашоке. Но, к сожалению, столб в Сарнатхе был сломан и разрушен. Так что мы можем видеть только фрагменты столба. Из восьмидесяти четырех тысяч ступ, как говорят, построенных царем Ашокой, ступа в Санчи является самой известной и изящной. Сегодня эта семнадцатиметровая ступа стоит на высокой опоре и образует полукруг. Помимо этих ступ и столбов, Ашока в больших количествах строил храмы, монастыри и целые пещерные комплексы. Это остается не только знаком приверженности царя Ашоки к Учению Будды, но и являются также образцом возвышенной архитектуры тех дней.

Изюмочка: Друг людей Было много императоров в истории Индии, но немногие управляли такой обширной империи как Ашока. Его империя простиралась на большей части сегодняшней Индии и Афганистана, а также туда входил Белуджистан за пределами Северо-западной области Индии, и Непалом на Севере, а также Бенгалия, Бихар, Андрха Прадеш и большая часть Карнатака. Надписи, обнаруженные в этих землях доказывают это. Хотя Паталипутра была столицей обширной империи, для надлежащего управления страной, Ашока разделил свою империю на четыре области – Малава, Пенджаб, Дакшинапатха и Калинга. Уджайини был столицей Пенджаба, Таксила - Малавы, Суварнагири - Дакшинапатхи и Косала - Калинги. Он назначил своих представителей в каждой области. Представители выбирались согласно их способностям, а не по праву высокого рождения или дружеских связей. Они обладали значительной свободой в управлении этих областей. Императору помогал совет советников в столице. Если император хотел делать изменения, он обычно консультировался с советом советников. После того, как совет исследовал вопрос и предлагал решение, тут же оно осуществлялось. Обычно император принимал решение совета советников. Чанакья (Каутилья), Глава правительства Чандрагупты Маурья, описал ежедневную жизнь царей того времени следующим образом: «Царь встает в 3 часа утра. И до пол-четвертого исследует различные вопросы, касающиеся империи, и выносит решения. После этого он получает благословения учителей и брахманов. Потом он встречается со своими лекарями и поварами. Далее он идет в зал суда и рассматривает дела от 6 часов утра до 7 часов. После этого рассматривает доходы и расходы предыдущего дня. С 7.30 он встречается с людьми, которые прибыли на аудиенцию по срочным и неотложным вопросам, и решает их согласно пользе государства. В 9 часов он делает перерыв и купается в бассейне. После омовения, в 10.30 утра, император встречается с чиновниками и инструктирует их по многим вопросам, добиваясь согласованности в действиях. Весь полдень он присутствует на собрании советников и обсуждает глобальные вопросы государства. Затем отдыхает и с 13.30 до 15.00 решает вопросы связанные с армией. После этого он получает сообщения от посыльных и шпионов, которые прибыли с различных частей его империи и других царств». Ашока продолжил идеал и традицию своего дедушки Чандрагупты, действуя по букве и духу, как описывал мудрец Чанакья. Кроме того, Ашока полагал, что процветание его подданных является его собственным процветанием; так что он назначил чиновников, которые должны были сообщать ему о благосостоянии и нуждах людей. Они должны были сообщать ему об этом в любое время, независимо от того, где он был и чем занимался. Его собственные высказывания лучшие примеры этому: «Теперь мною установлено так. В любое время – принимаю ли я пищу, нахожусь ли я в гареме или в своих покоях, или в отхожем месте, или в паланкине, или в садах, - всюду пративедаки пусть оповещают меня о людских делах! И повсюду я буду заниматься людскими делами. И то, что я повелеваю моими устами – идет ли речь о том, что следует принести в дар, или огласить, или же о чем-нибудь неотложном, что поручено махаматрам, - если это вызовет спор или найдет понимание в паришаде, обо всем этом следует немедленно оповещать меня, где бы я не был, и в любое время. Таково мое повеление». Этих слов достаточно, чтобы показать заботу Ашоки о благосостоянии народа.

Изюмочка: Покорение Калинги Ашока победил Калингу в войне, не так ли? Он сразу же назначил чиновников управлять областью. Как чиновники, которые являются представителями победившей стороны, обычно ведут себя с людьми побежденного народа? Они теряют чувство правосудия и справедливости, ведут себя надменно. Они притесняют побежденных людей. Ашока не хотел, чтобы это случилось. Он желал, чтобы люди Калинги жили в мире и согласии. Это было его приказом чиновникам, которые были посланы в Калингу: «Вы должны проявить внимание к этому вопросу. В общем люди законопослушны, но есть те, кто содержатся в тюрьме, с ними жестоко обращаются и даже их убивают без причины, и как следствие многие люди страдают. Следовательно, вы должны иметь цель действовать беспристрастно. Такие вещи, как зависть, ненависть, жестокость, злоба, безразличие, лень или усталость, – все они приводят к несчастью. Следовательно, вашей целью должно быть: «Пусть эти вещи не коснутся меня». И корень этого в отсутствии ненависти, а также в терпении. Те, кто сталкиваются с органами правосудия не будут поощряться; тот же, кто не будет – будет поощряться, и продвигаться вверх. Те из вас кто понимает это, должны говорить своим сотрудникам: «Вижу, что вы совершаете свой долг должным образом. Таковы и таковы указания Любимого Богами». Великий плод обретется от совершения вашего долга, если вы ошибетесь в этом, то результатом будет то, что вы не сможете ни обрести небо, ни доставить удовольствие царю. Неисполнение долга с вашей стороны не будет радовать меня. Но если вы будете все делать правильно, то обретете небеса и выполните свой долг передо мной». Ашока относился к подданными как к своим детям, вот как он сказал в одном из своих указов: «Я чувствую уверенность, подобно матери, которая доверяет своего ребенка опытной няньке и думает: «Эта нянька будет хорошо следить за ребенком», так же и раджуки назначаются мной для благосостояния и счастья людей в стране».



полная версия страницы